el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

"Рцы" "Слово" "Твердо" !




Рцы Слово Твердо
В отличие от алфавитов, которые с древности использовались в европейских странах, русская письменность была многомерной. Это значит, что каждая буква несла четыре функции: мировоззренческую, побуждающую, обучающую, воспитательную.

Так, первые буквы азбуки Аз, Буки, Веди говорили миру: «Я буквы ведаю», т. е. знаю, я – грамотный человек. Это и гордое сознание грамотного человека, и мировоззрение, в котором грамотность является ценностью, и воспитание детей: «Я грамотный, и тебе надо учиться».



И следующие буквы наполнены глубоким смыслом: Глаголь, Добро – т. е. говори доброе. Здесь мировоззрение, в центре которого Добро. Это незаметно для нас проявляется в речи. Обратим внимание.: в русской культуре, в русском языке имеется приветствие «Доброе утро!». Казалось бы, оно вполне соответствует немецкому «Guten Morgen!» Но посмотрите немецкие фильмы, обратите внимание, как приветствуют утром друг друга немцы: «Morgen!». Как происходит это по утрам у нас: «Доброе утро!» - «Доброе!».

Для немца важно отметить, что встретились утром. Днём они скажут: «Tag!». Для нас ключевое слово – «доброе», и днём мы ответим: «Добрый». Конечно, и воспитательная функция и побуждающая, и обучающая, столь мощно присутствовали в русском алфавите, что мы уже не размышляя, отвечаем на приветствие словами «Доброе», «Добрый», соглашаясь с чем-то говорим: «Добро», завершаем разговор этим словом: «Ну, добро, я пошёл» и желаем «Всего доброго!».

А если соединить букву Добро со следующей буквой Есть, получаем дополнение Добро, Есть. Это очень оптимистическое мировоззрение: Добро есть! В таком мире хочется жить и действовать, умножая количество доброты, доброго.

Рассмотрим следующие буквы: Живите, Зело. Этот призыв можно назвать базисным для русского мировоззрения, ведь он означает требование жить сильно, усердно, со всем рвением. Жить не в расслабленности, неге, а в энергичном труде, мирном или ратном.

И следующие буквы многомерны, выполняют те же функции Л - Люди, М - Мыслите. Какой замечательный призыв – Люди, мыслите! С постижением этого алфавита формируется мировоззрение, в котором мышление, разум составляют великую ценность. При этом алфавит обращается ко всем людям, всех людей призывает мыслить. Можно сказать, что в самом языке заложено уважение к людям, всеобщность, демократичность устроения бытия.

Смотрим дальше буквы Р, С, Т: Рцы Слово Твердо – говори слово твёрдо, т. е. дал слово – держись. Это требование честности, правдивости, верности слову составило стержень русского мировоззрения, воспитывалось семьёй, обществом, к этому призывала вера.

Заметим, что в воспоминаниях маркиза де Кюстина о России 1837 года, есть красочный рассказ о Нижегородской ярмарке, о том, что за день на ней заключаются многомиллионные сделки без подписания договоров, одним действием, которое именуется «Ударили по рукам». И никто не нарушал слова.

Точно так же обстоит дело со всеми остальными буквами азбуки. Здесь можно было бы порассуждать о точности языка наших предков, различавших глаголь и рцы, которые мы обозначаем одним словом «говори», но, в общем-то, чувствуем разницу. Понимаем, что от этих слов образована наша «речь» и «глагол», которым жгли сердца людей.

Такое многомерное восприятие букв, а тем более слова заставляло активно работать разум, будило мысль, включало взаимодействие образов и понятий. Недаром великий русский учёный И. Сеченов отмечал, что у русских особенно развита вторая сигнальная система. У человека, как и у животных, есть первая сигнальная система – ощущения, восприятия.

Но только у человека есть речь – вторая сигнальная система. Так вот, именно она особенно сильно развита у русских. Это и великое достоинство культуры, ибо указывает на исключительно развитую речь, т. е. на фактор, отделяющий человека от животных. Но это составляет и определенную проблему – крепкую веру в слово, особенно в печатное слово. А. С. Пушкин об этом писал: «Нам всё ещё печатный лист кажется святым. Мы всё думаем: как может это быть глупо или несправедливо? Ведь это напечатано!»[1]

Таким доверием русских людей к слову, особенно к слову написанному, напечатанному нередко пользовались для манипуляции сознанием уже в давние времена. Например, во время Ливонских войн Ивана Грозного иезуиты выпускали листовки, рассказывавшие о небывалых зверствах царского войска даже в тех местах, куда это войско не доходило. И этому поверили не только жители литовских и польских земель в XVI веке, но и до сих пор верят наши современники, и что особенно печально, наши соотечественники: ведь об этом написано.

До сих пор многие считают Ивана Грозного самым жестоким монархом своего времени. При этом упускается из виду, что за всё правление Ивана Васильевича было казнено около четырёх тысяч человек, а во Франции в тот же век, во время одной Варфоломеевской ночи, добрые католики зарезали около десяти тысяч гугенотов.

В следующие две недели подданные «гуманного» французского короля сумели довести счет убитых гугенотов до двадцати двух тысяч. Современница Ивана Грозного английская королева Елизавета издала указ о преследовании бродяг и евреев, в соответствии с которым было повешено девяносто тысяч человек. В письмах к русскому царю английская королева делилась опытом и советовала последовать ее примеру, что вызвало суровую отповедь Ивана Грозного.

Но вернемся к нашей теме и подчеркнём, что развитая речь и соответствующая ей письменность позволили уже на ранних стадиях существования и развития Русской державы приступить к формированию научной терминологии, т.е. к созданию понятий для обозначения не предметов обихода, а, например, названия чисел.

Древнерусская нумерация основывалась на азбуке, где 1 обозначалась буквой аз. Чтобы отличить буквы от чисел, над ними ставилась волнистая линия – титло.

Слово тьма обозначало 10 000, десять тем – легион, десять легионов – леодр, десять леодров – вран, десять вран - колода. Тьмы обозначали, обводя знаки единиц кружком, легионы с помощью кружков из точек, леодры – кружками с лучиками, враны – кружками из крестиков.

Обратим внимание, что слово «тьма» тоже весьма многозначно. Мы говорим: «На землю пала тьма», - это описание природы. Мы вполне пониманием, когда слышим: «Тьма народу здесь собралась». И это же слово обозначает точное число – 10 000.

В общем, в русской культуре были разработаны обозначения для очень больших чисел, например, для 1049, хотя столь большими числами оперировать в те времена не было надобности. Но представление об очень больших числах сформировалось, задавая направление научной мысли, подготавливая будущие открытия.

Русская алфавитная нумерация применялась несколько веков, нынешняя десятичная система, основанная на применении десяти цифр 0, 1, …,9 и принципа позиционного значения начала вытеснять ее лишь в XVII веке.

Вычисления при помощи алфавитной системы не представляют труда в случае небольших чисел. Но и в случае больших чисел эта система удобнее для записи выкладок, чем широко распространённая до XV столетия в Западной Европе римская нумерация.

Обратим внимание на то, что использовалось слово «легион», имевшее прямое отношение к Древнему Риму, что свидетельствует о культурных контактах и взаимодействиях.

В различных математических расчётах и измерениях участвуют меры, играющие важную роль в хозяйственной жизни. В Древнерусском государстве были свои меры длины.

Меньшая мера – малая пядь – является расстоянием между раздвинутыми большим и указательным пальцем взрослого человека, это примерно 19 см.

Большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем, примерно 23 см[2].

Отсюда название икон, имеющих ширину 19 см или 23 см – пядницы. Большая часть кирпичей, использовавшихся древнерусскими строителями, тоже имела ширину 19 см. Между прочим, размеры кирпичей имеют и эстетическое значение, определяют способы, приёмы строительства, пропорции сооружений, что отражается в облике построек.

Следующая мера длины – локоть. Это расстояние от локтевого сочленения до вытянутых пальцев, соответствует двум большим пядям. Еще был вариант – локоть со сжатыми пальцами. Его размер – две малые пяди. Такой была ширина холста, чрезвычайно устойчивая на протяжении столетий мера, повсеместно распространенная.

Подобные инварианты играют существенную роль в культуре, закрепляя достигнутое, составляя основу технических и художественных традиций. Эти инварианты определяют своего рода каноны, которые из технических превращаются в эстетические, поскольку становятся привычными пропорции зданий, сооружений, ширина тканей, размеры икон и различных бытовых предметов. Это привычное воспринимается как должное, как хорошее, красивое. Так сформировался художественный вкус, характерный для русского народа.

Далее следовала сажень – расстояние от ступни до конца вытянутой вверх руки, примерно 215 см. Была и простая сажень, примерно 150 см, это расстояние между пальцами рук человека среднего роста, вытянутых в разные стороны. В таких саженях в 1068 году измерили ширину Керченского пролива, о чем сообщает Тмутараканский камень. Измеряли по льду, как гласит надпись, и определили ширину пролива в 14 000 сажен.

Такого рода промеры способствовали формированию знаний, имевших отношение к различным сферам деятельности, а также были важны для понимания внешнего мира, вели к расширению культурного пространства народа. Обратим внимание на дату изменения. В 11 веке в составе Древней Руси были территории вокруг пролива, на которых велись измерения расстояний, вырабатывались точные представления о родной земле.

Для определения больших расстояний использовалась такая мера как верста. Она состояла из 500 сажен и равнялась приблизительно 1066, 8 м. В русской культуре это слово «верста» стало, можно сказать особенным, формируя пространственные представления, представления о просторах Родины. Это чувство безграничного снежного пространства возникает в нас при чтении поэтических произведений.

«Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег…Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне…» [3]

С этим словом, так много связано в русской культуре! При помощи данного слова описывалось не только пространство, но быстрота действий героев, например, атаман Платов скакал с такой скоростью, что его сабля ударяла по верстовым столбам (вёрстам) как по штакетнику. Такой вот яркий, запоминающийся, типично русский образ.

Меры поверхности находились в тесной связи с мерами сыпучих тел. Дело в том, что меры земельной поверхности определялись средним количеством ржи, которая на них высевалась. Эта взаимосвязь демонстрирует особенность цивилизации с развитым земледелием, культурную особенность Древней Руси.

Сведения о метрологической системе, о способах вычислений в Древнерусском государстве почерпнуты из летописей. Так, в Софийской летописи имеются статьи, в которых речь идет о приплоде от скота и пчёл и его стоимости, о прибытке от высевки хлебных злаков и т. д. Эти сведения необходимы для характеристики хозяйственной жизни Руси. Весьма часто в вычислениях используется геометрическая прогрессия со знаменателем 2, что свидетельствует о высоком уровне математических знаний.

Ещё один важнейший аспект грамотности в Древнерусской державе необходимо отметить. Для западноевропейцев быть грамотным, означало владеть латынью, языком католической церкви. Для жителей исламского Востока быть грамотным означало умение читать по-арабски. Другими словами, существовал значительный разрыв между умением читать и писать на родном языке и языком, которому обучали в школах.

Русский человек читал, писал и произносил молитвы на родном языке, и это в самой существенной мере определяло широкое распространение грамотности, умение записать правила изготовления изделий, состава веществ, соотношения пропорций.

Между прочим, первый известный по имени математик Древней Руси Кирик Новгородец, в трудах которого впервые в Европе появились математические знания, выходящие за знания античной математики, написал, помимо математических текстов философский трактат «Вопрошание».

И в этом трактате обсуждал вопрос о том, совершил ли человек грех, если случайно наступил на берестяную грамоту, упавшую на мостовую, т.е. грамот было так много, что не редкостью являлись лежавшие на мостовой. А рассуждение о грехе соответствовало тому исключительно почтительному отношению к книгам, рукописям, к слову, которое существовало на Руси. Во всяком случае, как следует из текста Кирика, новгородцы порицали человека, наступившего на берестяную грамоту.

Таким образом, письменность Древней Руси, выработка научной, в частности, математической терминологии, в самой существенной мере задали «систему координат», в которой воспитывался русский человек, определили важнейшие нравственные инварианты – представления о всеобщности добра, непреложности честности. Всё это сильнейшим образом воздействовало на всю деятельность – хозяйственную, техническую, художественную, ратную, на образ жизни русского человека.
Tags: ЛНР, Россия, самоопределение, саморазвитие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments