el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Почему взрослые люди не умеют жить



Как справедливо указывают читатели, российским школьникам предлагают в качестве примеров для подражания токсичных и истеричных неудачников. Дурной характер и душевные болезни приводят героев классических книг к закономерному финалу: этот сел в тюрьму, этого убили, этот умер от обиды и разочарования, этот выпил яду, а та бросилась под поезд.

Возьмём, к примеру, Муму. Взрослому человеку всё ясно: если распоряжение начальства кажется откровенно дурным, требуй письменного распоряжения. Но школьникам же про это ничего не говорят! Школьники, кажется, вообще не выносят из сюжета Муму ничего, кроме «очень полезной» в жизни ненависти к обеспеченным людям.

Единственным положительным героем в школьной литературе является, пожалуй, Андрей Штольц, друг Ильи Обломова. Господин Штольц получает правильное воспитание, принимает правильные жизненные решения, а в итоге приходит к закономерному успеху. К сожалению, в мозгах школьников пример Штольца откладывается редко, так как акцента на нём учителя литературы не делают, и так как даже сам Иван Гончаров поленился прорисовать Штольца в деталях, отчего Штольц получился несколько картонным.

Ах, да, в моё время был в литературе ещё и другой «положительный» типаж — революционные головорезы. Пожалуй, без дополнительных пояснений ясно, что служить в качестве примеров юношеству они тоже не могут.

Я бы хотел поднять обвиняющий палец, чтобы указать им на учителей литературы, но чувство справедливости не позволяет мне обвинять честных учителей. Их предмет называется «литература», они знакомят школьников с литературой. Да, они не учат школьников жить, однако разве их предмет называется «взрослая жизнь»? Кто, вообще, придумал, будто воспитанием школьников должен заниматься именно учитель литературы, а не математик, трудовик или физрук, например?

Школьников худо-бедно учат строению паука-крестовика, однако не учат главному — правилам взрослой жизни. Вот некоторые вопросы, на которые типичный выпускник школы сможет дать верные ответы только в том случае, если ему повезло с родителями:

— как правильно обращаться с деньгами;
— чего ждёт от меня работодатель, как устроиться на работу;
— какие есть варианты карьеры, какие есть плюсы и минусы у разных вариантов;
— как открыть и вести собственный бизнес;
— как выбрать хорошего спутника жизни;
— как правильно строить отношения в семье;
— как выстраивать отношения с окружающими;
— когда заводить детей и как их воспитывать;
— как подготовиться к пенсии;
— в каких случаях нужно обращаться в суд;
— как правильно нанимать людей;
— как устроено потребление, как тратить деньги;
— какие есть увлечения во взрослой жизни;
— почему одни люди счастливы, а другие нет;
— когда нужно обращаться к врачу;
— нужно ли учиться после школы и института;
— как поднять себе настроение;
— как вести переговоры;
— какой в нашей стране деловой этикет.

Речь, разумеется, не идёт о сугубо технических навыках. Понятно, что любой дурак может найти адрес поликлиники в интернете. Сложности возникают, когда молодой человек встаёт перед необходимостью принять неочевидное решение: терпеть боль в желудке, принять таблетку или записаться к врачу. Многие делают в таких случаях неправильный выбор, так как никто не объяснил им, какие последствия будут у того или иного варианта.

То же самое и с ипотекой. Смышлёный школьник легко подсчитает, каков будет месячный платёж по ипотеке, и сколько у него останется от зарплаты. Вводить в курс математики дополнительную секцию, как это сделали в Канаде, пожалуй, излишне:

https://www.narcity.com/toronto/ontarios-new-grade-9-math-program-teaches-students-how-to-save

Куда важнее рассказать будущим взрослым, что «брать квартиру в ипотеку» — далеко не единственное доступное им жизненное решение. Что квартиру можно заполучить добрым десятком способов без ипотеки, причём иногда эти способы предпочтительнее.

Некоторые даже не подозревают, что почти в каждой жизненной ситуации у них есть самые разнообразные варианты действий. «А что, так можно было?» — классическая реплика от молодого человека, который видит, как его коллега договаривается о повышении или, допустим, увольняется, уяснив, что ловить на этой работе уже нечего.

Школьников выпускают во взрослую жизнь неподготовленными, как обезьян на хоккейное поле. Министерство образования предполагает, что умению жить, в хорошем смысле слова, школьников должны обучить родители — где-то в перерывах между восьмичасовым рабочим днём и вечерним отдыхом перед экраном телевизора.

В некоторых семьях детей и вправду всему этому учат. В большей части семей — не учат, в первую очередь потому, что родители и сами-то не умеют жить. Для старшего поколения сам термин — «уметь жить» — это ругательство. Напомню, раньше «умеющим жить» называло себя разное жульё, которое крутило мутные схемы, карабкалось наверх по головам и приворовывало мясо из родного магазина. Порядочный человек, по мнению многих, обязательно должен быть бедным и униженным, класть свою жизнь на алтарь служения посторонним. Получать хорошую зарплату, развлекаться, наслаждаться жизнью — это грех.

Более того: мысль о том, что человек сам ответственен за свою судьбу, является для нашего общества глубоко чуждой. Когда на англоязычном форуме кто-то рассказывает о своих проблемах, он обычно пишет: «я принимал в жизни неверные решения, в итоге я оказался вот в такой плачевной ситуации». На наших форумах пишут иначе: «жулики и воры из Единой России довели меня до последней степени отчаяния, я вот уже три месяца пью водку, так как в нашей стране нет работы для специалистов моего профиля».

Оно и неудивительно, если посмотреть, у кого мы учимся жизни. Во-первых, у «лидеров мнений», которых в античности метко называли демагогами, и которые скармливают народу приятную ложь в обмен на лайки. И, во-вторых, у глубоко несчастных представителей богемы, — популярных артистов, певцов, музыкантов, — из которых хроническая неустроенность так и фонтанирует даже во время телешоу.

В 1997 году МЧС продавило введение школьного предмета ОБЖ, «Основы безопасности жизнедеятельности». Там подростков учат разным полезным вещам: что делать с потерявшим сознание товарищем или как правильно нюхать незнакомые жидкости, например. Может быть, пора ввести и более общий предмет — «Основы жизнедеятельности»? А то получается странно — школьникам рассказывают, как делать нельзя, но не рассказывают, как делать можно и нужно.
Tags: самоопределение, саморазвитие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments