el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Московская «золотая лихорадка» скифов





в Москве на короткое время оказалось едва ли не все скифское золото.
в Государственном историческом музее открылась выставка «Золотые олени Евразии». Днем раньше в Оружейной палате представили экспозицию «Сокровища сакских курганов». После этого остается только глубоко вздохнуть, заломить руки перед грудью и дрожащим голосом констатировать сенсацию в музейном мире. Не хотелось бы впадать в ересь пафоса, но событие и впрямь беспрецедентное – впервые москвичи имеют возможность увидеть практически полное собрание одного из самых известных культурных брэндов России – скифского золота.

Судите сами: выставлены эрмитажная «Золотая кладовая», экспонаты из Исторического музея, ростовская коллекция, золото филипповских курганов. А неподалеку, в Оружейной палате, экспонируются шедевры сакского золота (саки — одно из названий скифских племен), привезенные из Казахстана, в том числе «Золотой воин». Можно только предполагать, сговорились музейщики или это случайное совпадение, но факт остается фактом:

В Москве сейчас находятся практически все известные миру шедевры «звериного стиля».

До этого в одном месте и в одно время все эти находки не собирались никогда. Не хватает только киевской золотой коллекции, но совершенство, как известно, понятие эфемерное, и мечтать о нем позволительно исключительно жадным людям.









Скифские золотые изделия известны всем – хрестоматийный олень из Костромского кургана является эмблемой Эрмитажа, а золотой гребень из Солохи мы разрисовывали в учебниках еще в «школьные годы чудесные». Но мало кто задумывался, что эти вещи, по сути, перевернули представления человечества о своей истории и произошло это не так давно – всего лишь столетие назад. До той поры все было просто и ясно: существовали древнейшие цивилизации – Египет, Греция, Рим, Китай, Индия — и был варварский мир, морем разливанным окружавший эти островки культуры.

И только когда российские археологи на рубеже XIX--XX вв. продемонстрировали миру изделия, художественная ценность которых ничем не уступала пафосным творениям египтян или греков, стало окончательно ясно: еще с раннего железного века на земле сосуществовали равнозначные культуры земледельческих и кочевых народов. Вина ли номадов, что жили они, органично вписываясь в окружающий мир, а не преобразовывая его под себя, и, соответственно, не оставили после себя почти ничего?

В Историческом музее экспозиция номадийской роскоши расположилась в новом, только что открытом выставочном зале. Совместные усилия специалистов Эрмитажа и ГИМа принесли вполне прогнозируемый результат: с профессиональной точки зрения к экспозиции не придерешься. Как уже говорилось, на выставке «Золотые олени Евразии» шедевров... Это и впервые демонстрирующиеся в столице экспонаты из крупнейшего собрания «золота скифов» — Эрмитажа, и привезенные из Ростова накладки на колчан и ножны меча, идентичные своим собратьям, найденным в Приднестровье, и знаменитые находки из Пазарыкского кургана.

Но особого внимания заслуживает археологическая сенсация конца XX века – находки из филипповских курганов, представленные на фотографиях к этому тексту.

Как известно, большинство золотых изделий евразийских кочевников выдержаны в едином стиле – так называемом скифо-сибирском. Область его распространения невероятно велика для древнего мира – невозможно отделаться от впечатления, что находки и из Крыма, и из Монголии созданы людьми, обучавшимися у одного учителя. Такое культурное единство могло поддерживаться только мобильной номадийской цивилизацией.

Но вот беда – до недавних пор было известно три относительно автономных центра этой культуры, разбросанных по всей Евразии. Западный располагался в Причерноморье, где скифы столкнулись с греками; восточный – Алтай и Сибирь, это прежде всего находки из кургана Пазарык, где образовавшаяся огромная ледяная линза позволила сохранить то, чего никогда не видели археологи, – кожу, дерево, ткань; и южный, сакский – в Казахстане и Средней Азии. Раскопки филипповских курганов, которые вели башкирские археологи в 1986–1990 гг., позволили обнаружить некий связующий центр степного кочевого мира – в междуречье Волги и Урала.

Богатство, разнообразие и уникальность этих находок потрясли весь мир, и именно благодаря им родилась идея нанизать на этот стержень «сливки» искусства скифов и показать все это на одной выставке. После того как филипповское золото (в том числе не имеющие аналогов 26 скульптур оленей) было отреставрировано мастерами Эрмитажа, выставка отправилась в мировое турне. Она уже выставлялась в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Палаццо-Реале в Милане, в питерском Эрмитаже, выставка в Москве стала пятой по счету.
Tags: Россия
Subscribe

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments