el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Минутка легенд-бомжей. Виктор Марах овский.



В связи со смертью в Москве театрального деятеля, родившегося в г. Львове за четыре года до мировой войны, по интернетам пошла подборка его могучих философских обобщений и русофобских высказываний.

Я проглядел её в ленте без особого интереса (интеллект и способности творческой интеллигенции быть признательной давно перестали быть для меня шокирующей новостью), но один пассаж обратил на себя моё пристальное внимание.



Вот этот пассаж: «Когда русские приехали в город (речь о занятии Львова советскими войсками в 1939 г. — прим. В.М.), они грабили квартиры, находили длинные ночные женские рубашки, одевали их как платья, надевали свои валенки, в которых они приехали, и в таком прикиде отправлялись в театр». Дальше там про вышедших из лесов дикарей и прочее труляля.

Я, ув. друзья, слышал уже эту историю.

Будучи рижским ребёнком, я слышал эту историю в конце 1980-х в латышском варианте:

— Когда в 1940-м пришли русские, офицерские жёны видели в рижских магазинах ночные рубашки и думали, что это вечерние платья. Они их покупали и приходили в них в театр, уихаха.

В 1990-х, бывая в Литве, я слышал то же самое в литовско-польском варианте:

— Русские не знали, что такое цивилизация. Были случаи, когда приехавшие с ними женщины, впервые увидев у местных ночные рубашки, надевали их и в таком виде являлись в театр.

С учётом того, как велико расстояние между западной Украиной и Прибалтикой, думаю, первоначальный источник этой потрясающей истории-бомжа — что-нибудь на немецком языке, распространявшееся Министерством пропаганды Рейха централизованно.

Кажется, что-то подобное пытались воспроизводить по старой памяти даже при описании Пятидневной войны 2008-го: там вышедшие из лесов нищеброды тащили с собой из разорённых грузинских городов сантехнику и детские велосипеды, они никогда не видели унитазов и велосипедов у себя в лесах.

Интересна тут не столько сама живучесть легенды-бомжа, сколько психологический механизм противопоставления. Этот механизм — глубоко местечковый, выдающий ментальность рассказчиков как гребень выдаёт петуха.

«Мы были так зажиточны и цивилизованы, что ходили в театры, правильно одевшись, и пили кофий по вечерам в узких улочках нашего старого города. Вышедшие из лесов иваны в своих валенках принимали наше отдельное, домашнее ночное бельё за культурные выходные платья. Ну, не сверхчеловеки ли мы на их фоне — у нас было столько разных платьев».

Реакция дикого местечкового парубка, на которого, горя огнём и сверкая блеском стали, накатила настоящая цивилизация, должна быть именно такой. Местечковый парубок, испытывая жестокий когнитивный диссонанс, непременно уцепится за мысль, что его местечковая дрессированность и есть цивилизованность, а люди, прибывшие на железных драконах, суть вонючие орки, поедающие друг друга по утрам.

«Ну какая же это цивилизация, они не знают, как правильно расположить салфетки на столе к приёму гостей».

«Ну какая же это цивилизация, они же чай пьют неправильно».

Эта идея нуждается в гиперболах, и поэтому появляются небритые русские женщины, идущие осенью в театр в валенках и ночных рубашках. Красноармейцы, сворачивающие самокрутки из туалетной бумаги. Пьющие трофейный французский одеколон и так далее.

…Что я тут хотел бы добавить от себя, ув. друзья.

Никогда-преникогда не стоит путать дрессированность с цивилизованностью. Любого орангутанга можно обучить стоять во фраке, носить монокль и держать поднос, а также смотреть с презрением.

Но он от этого не перестанет быть орангутангом.

Если орангутанг научился одновременно запускать пластинки с рэпом и с Гуно, он никак не превзошёл Гуно. Он просто дрессированно развлекает нас в дозволенных пределах.

Настоящая цивилизация измеряется в организованности высших категорий, творящей «Арматы», космодромы и (не маленькие провинциальные, а) Большие театры.

===========================

О происхождении одной "бомж-легенды"

В прошлом году, примерно в это же время, то есть в сентябре, когда все вспоминали годовщину очередного раздела Польши, хе-хех, мы с камрадами обсуждали одну "бомж-легенду".

А началось всё с того, что широко известный в узких кругах В. Мараховский написал статью, в коей поведал, рассказал, что эту самую бомж-легенду "Когда русские приехали в город (речь о занятии Львова советскими войсками в 1939 г.) , они грабили квартиры, находили длинные ночные женские рубашки, надевали их как платья и в таком прикиде отправлялись в театр", он слышал также в латышском, литовском и польском варианте. Далее уважаемый В. Мараховский назвал это историю "бомж-легендой", предположил, что первоначальный её вариант - "что-нибудь на немецком языке, распространявшееся Министерством пропаганды Рейха централизованно", и наконец выдал потрясающую цитату:

"Реакция дикого местечкового парубка, на которого, горя огнём и сверкая блеском стали, накатила настоящая цивилизация, должна быть именно такой.

Гремя огнём, сверкая блеском стали...

Местечковый парубок, испытывая жестокий когнитивный диссонанс, непременно уцепится за мысль, что его местечковая дрессированность и есть цивилизованность, а люди, прибывшие на железных драконах, суть вонючие орки, поедающие друг друга по утрам: "Ну какая же это цивилизация, они не знают, как правильно расположить салфетки на столе к приёму гостей". "Ну какая же это цивилизация, они же чай пьют неправильно". Конец цитаты.

Ну, мы стали обсуждать статью Мараховского, потому что меня этот вопрос весьма интересовал, ибо я в молодости тоже неоднократно слышала эту легенду-бомжа - "вот когда в 1939 Советы пришли в Западную Украину..." - далее по тексту о рубашках - ночных и комбинациях.

В ходе мозгового штурма мои дорогие комментаторы выдвинули несколько версий происхождения этой легенды.

Версия первая. Город Львов, который покинула значимая часть населения ( он наполовину был польским), был заполонен жителями близлежавших сел, которых никто уже не прогонял. И они всласть помародерили в опустевших домах, а может и не в опустевших. Власть переменилась, на какое то время ей было не до таких мелких дел. И в пресловутых ночных рубашках щеголяли не офицерские жены, которых было очень немного, а свои селянки. Потому и запомнилось. А потом святое дело переложить с больной головы на здоровую. Они такие, небратья наши...)))

Версия вторая, перекликающаяся с первой. /Город Львов, который покинула значимая часть населения ( он наполовину был польским)/
А вторая половина тоже отсутствовала - оуновцы эту половину уничтожили в Львовском гетто, Бригидках и Яновском лагере, на вторую половину Львов был еврейским.
Ну, а потом хлопцы с желто-голубыми повязками на рукавах пошли по пустым квартирам собирать ночнухи и панталоны для своих Ганн, Горпын и Орысек, далее по тексту.

Версия третья. Я может скажу крамольную мысль, но фразе местечковых парубков есть определённая доля правды.
В октябре 1917-го, элита России была вырезана и заменена "элитой" с Привоза и неграмотным быдлом с правильным классовым чутьём. Поэтому ничего удивительного, что новая элита, кроме культуры Привоза и черты оседлости, ничего и не смогла дать новым советским людям, что прекрасно видно на примере одесских уникумов и "великих" режиссёров типа Серебренникова, Райкина, Виктюка.

Вот такие вот версии...



Мой отец уволился из армии в 1955 г. и сразу же завербовался на целину. Проработал там около полугода. Участвовал там в самодеятельности. Построили и организовали что то вроде сельского клуба и понадобились костюмы для театральных представлений. Естественно спросили у комсомольцев и комсомолок. "Кому что не жалко, пожертвуйте, для общего блага!" Ну принесли, что-то пришлось перешивать (видимо ночнухи принесли). Собрали костюмерную. И так было ,я думаю повсеместно.

Лет двадцать назад я в какой-то газете прочитал, что у приезжающих на целину, начальство отбирало одежду, что получше. В то время антисоветчина обычное дело, выдумывали такое... Собственно тогда я и узнал, что мой отец был на целине, и что и как там было я написал выше.

Видимо, когда поляки уходили из Львова они выгребли все что могли и откуда могли. Так что Советской власти пришлось заново организовывать театры. Ну и собственно выкручивались как могли. Собирали одежду не для походов в театр, а для костюмов в театре. Вот такая моя версия. Это обычная антисоветская агитация в геббельсовском стиле. Правдивый факт интерпретируется с вывертом и получается демонизация Советской власти.

--------------------------

Да этой байке уже значительно больше ста лет. Впервые появилась во времена французской революции, когда революционеры отменили моду на пышные турнюры, заменив их на лёгкие туники и роялистская пресса писала, что те водят своих дам на балы в ночных рубашках. В своё время ходило много таких баек, типа червяки в бочке с квасом и т.д, даже есть какая-то их классификация в психологии.
---------------------

В культуре каждого народа такого рода легенд - десятки. Хотя я бы назвал их не легендами - байками. Со всеми вытекающими. Как они появляются, на чем вырастают - не суть важно. Тематика - тоже не важна. Важно, что всегда найдутся те, кто им безоговорочно верит, как и те, кто отмахнется, и даже не станет вникать.

К чему это я? А к тому, что тех, первых, кто поверил сразу и навсегда, переубедить сложно, практически - невозможно. И не потому, что они так доверчивы, или, что мы неубедительны в доводах. Просто поверившие - они изначально хотели это услышать, они уже готовы были это принять. Или это, или что-то похожее.

Поэтому никогда не вижу смысла разубеждать кого-то в такого рода байках - это пустая трата времени.
Tags: ЛНР, Лживый Запад, Лживый_Запад, Россия, американцы, клеветники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments