el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Из Швейцарии Пора валить

«ШВЕЙЦАРИЯ В ДАЛЬНИХ СТРАНАХ»

#КАК_ЭТО_БЫЛО

Всего полтора столетия назад Швейцария вовсе не была процветающим, как сегодня, государством. Поэтому в то время многие швейцарцы стремились уехать за границу в поисках земли, богатства и свободы вероисповедания. Некоторые эмигранты основывали на своей новой родине поселения и давали им названия швейцарских городов и местечек. Вот почему в наши дни можно найти Берн, Цюрих или Фрибур практически в любой точке земного шара.

Миграция — эта тема по-прежнему не теряет своей актуальности. Сегодня многие люди, вынужденно или добровольно, покидают родные места и ищут лучшей доли вне своей страны, в том числе и в Швейцарии. Но если вернуться в 19 век, то можно увидеть, что в ту эпоху миграция была повернута в прямо противоположном направлении: жители преимущественно тогда еще аграрной Швейцарии активно и массово уезжали за рубеж, в другие страны и даже на другие континенты.
Власти многих кантонов не только не препятствовали этому, напротив, они всячески стимулировали эмиграцию, избавляясь тем самым от столь нежелательных обедневших сограждан, которые в противном случае могли бы претендовать на помощь общины и, следовательно, на общие деньги. А так — швейцарец из страны - и бюджету легче!

Но что интересно - наряду с такими кантонами существовали и другие субъекты федерации, эмиграция из которых была фактически запрещена. А там, где запретный плод, сразу же появляется тот, кто предлагает «решить проблему». И так в стране стали плодиться разного рода «агентства», которые заманивали наивных швейцарцев ложными обещаниями и обещали помочь «уехать» в эмиграцию — за определенное вознаграждение, разумеется.
«Бизнес на мечте» о лучшей доле процветал очень долгое время. В итоге случалось так, что, согласившись покинуть родину при помощи таких «структур», эмигранты на новом месте сразу погружались в беспросветную нищету. Оказавшись без средств, у себя на новой родине такие «колонисты» часто становились марионетками в распоряжении нечистых на руку и бессовестных «политиков», причем многие страны рассматривали приток эмигрантов в качестве желанного «повода» для изгнания коренных народов.

Способствовали эмиграции из Швейцарии природные катастрофы, неурожаи и социально-экономические потрясения. Например, в Швейцарии индустриализация в текстильном секторе экономики началась по европейским меркам весьма рано. После снятия в Англии навязанной Францией экономической блокады Швейцария оказалось просто наводнена дешевым текстилем. Ответом на этот вызов стало ускоренное развитие фабричного текстильного производства в ущерб надомной системе труда. Тысячи рабочих мест в этом секторе были уничтожены. Что оставалось делать людям? Среди прочего, эмигрировать!
А в 1815 году в Индонезии произошло извержение вулкана Тамбора. В атмосферу были выброшены колоссальные объемы парниковых газов, что привело, правда, не к потеплению, а, напротив, к похолоданию. И 1816 год вошел во все учебники истории как «год без лета», а всё из-за небывало низких температур, которые установились в Европе и Северной Америке. Случился катастрофический неурожай, весной 1817 цены на зерно выросли в десять раз, разразился голод, везде царили массовая нищета и инфляция. Десятки тысяч европейцев, к тому же всё ещё страдавших от разрушений Наполеоновских войн, вынуждены были эмигрировать в Америку.

И как раз в то самое время в Бразилии было основано швейцарское поселение Нова-Фрибурго (Nova Friburgo). Соответствующая сделка между кантональным правительством Фрибура и португальским королем была заключена 16 мая 1818 года. О своём желании отправиться в эмиграцию заявили более 2 000 человек, в основном, что логично, из кантона Фрибур, но и из других кантонов тоже. Все они носили статус «Heimatlose» («Безродные»), иными словами, никто из них не имел во Фрибуре прав, которые обычно имеют те, кто родился здесь. В итоге они отправились в эмиграцию, имея билет «в один конец».

Интерес швейцарской стороны был понятен (избавиться от лишних ртов), но и Бразилия тоже была заинтересована, и прежде всего в рабочих руках. Страна только что начала под давлением Англии отказываться от рабства (окончательно оно было тут запрещено только 13 мая 1888-го года), а швейцарцы считались хорошими мастерами и солдатами. Кроме того, по мысли бразильских властей, от таких иммигрантов эта южноамериканская страна должна была стать «белее». Сам король лично предоставил переселенцам земли в 150 км на северо-восток от Рио-де-Жанейро в регионе с холмистым ландшафтом и климатическими условиями, похожими на климат в предгорьях Альп в регионе швейцарского Фрибура.

Колонисты, те из них, разумеется, кто добрался до Южной Америки живыми, получили небольшие наделы земли, временное жильё и освобождение от налогов на 10 лет. Однако собственно организатор проекта переселения со швейцарской стороны был нечистым на руку дельцом, который весьма нажился на всей этой акции, положив себе в карман огромную сумму из выделенных на реализацию этого проекта денег. Переселенцам пришлось в Голландии несколько недель ждать попутного судна в ужасных условиях, притом что пересечь океан в то время было задачей не из простых, потребовавшей даже жертв.

Ко всему прочему ещё вскоре выяснилось, что каменистые холмы Нова-Фрибурго фактически непригодны для сельского хозяйства. Поселенцы были поставлены перед выбором: либо остаться здесь, либо начать продвигаться дальше вглубь континента в поисках более плодородной земли. В итоге некоторые швейцарцы спустя годы, в самом деле, превратились в специалистов по выращиванию табака, сахарного тростника и кофе. Сам Нова-Фрибурго сначала зарабатывал за счет окружающих его кофейных плантаций, затем здесь стала развиваться текстильная промышленность, так что сегодня этот город считается в Бразилии настоящей текстильной столицей, производящей знаменитое нижнее бельё.

Основание поселения Цюрихталь в Крыму произошло вопреки воле цюрихских властей. В конце 18-го века в Цюрихе сельское население находилось под властью «милостивых господ», как тогда называли цюрихскую родовую знать. Эмиграция была запрещена. После периода процветания местная текстильная и прядильная промышленность была фактически банкротом. Обедневшие ткачи, прядильщики, а также многие крестьяне желали покинуть кантон. Кто-то пострадал от экономического кризиса (вызванного, например, концом эпохи ручного ткачества в Швейцарии, что было обусловлено появлением прядильного станка в Англии), кто-то опасался необходимости проходить военную службу из-за набиравшей силы Франции.

И как раз в этот момент власти Российской империи активно «вербовали» людей для переселения в «Малороссию» и Крым. В 1771 году этот полуостров был в ходе очередной русско-турецкой войны завоёван русской армией. В 1791 году Османская империя подписала Ясский мирный договор, закрепляющий Крым за Российской империей. Царь обещал иммигрантам землю, освобождение от налогов и военной службы. В 1803 году около 60-ти семей тайно отправились на Дунай и далее по направлению к Черному морю. Происходило это под руководством майора Ханса Каспара Эшера (Hans Caspar Escher, 1775-1859), деда Альфреда Эшера (Alfred Escher), известного в будущем швейцарского политического и общественного деятеля.

После долгого и тяжелого зимнего путешествия, будучи на исходе последних сил, колонисты добрались до южного берега Крыма и обосновались в заброшенной татарской деревне. Они назвали ее Цюрихталь — «Цюрихская долина», — построили там со временем фермы, начали разводить виноградники. Приблизительно в те же годы туда начали приезжать и немецкие иммигранты. После Октябрьской революции деревня стала совхозом. В 1945 году Цюрихталь переименовали в Золотое поле. Сегодня о швейцарских переселенцах напоминают лишь несколько крестьянских домов, а также старинных надгробий, которые не успели использовать для строительных нужд.

А вот на Среднем Западе США, в городке Берн, швейцарское наследие все еще можно найти очень легко. Здешняя «Часовая башня Мюнстерберг» (The Muensterberg Clocktower) является точной копией стоящей в центре Берна башни «Цитглогге» (Zytgloggeturm), а здание «Первого Бернского банка» (First Bank of Berne) построено в стиле альпийского шале. На рекламных щитах и вывесках красуются имена и фамилии явно швейцарского происхождения. Поселение Берн стало в середине 19 века результатом стремления многих швейцарцев найти здесь религиозную свободу и освобождение от военной службы. На американском Среднем Западе они как раз и обрели искомое.

Вообще-то в Швейцарии религиозные общины меннонитов проживали в уединении на фактически изолированных хуторах и фермах, практикуя крещение во взрослом возрасте, так как, по их мнению, это таинство следует совершать только осознанно. Они, отказываясь от службы в армии, не желали иметь ничего общего со светскими судебными властями. После 1848 года (основания современной Швейцарии) их никто больше не преследовал, и тем не менее примерно в 1852 году около 70-ти швейцарских меннонитов из франкоязычного города Мутье, что в Бернской Юре, решили отправиться в Америку.

В штате Индиана они нашли себе дешевую землю, но пришлось им поначалу несладко: вокруг была дикая природа и заболоченная местность. Жизнь проходила в тяжелой работе на земле, в борьбе с дикими животными — волками, медведями, а также с болезнями. Позже, когда была построена железнодорожная линия, поселение перестало быть отрезанным от мира — его соединили с «большой землей». В 1871 году местечко официально зарегистрировали как город Берн. Поселенцы обрабатывали землю, работали ремесленниками, позже Берн стал мебельной столицей штата Индиана. А вокруг Берна стали селиться амиши, которые начали уезжать из Европы в Северную Америку уже в 18-ом веке. Будучи сторонниками консервативного религиозного движения, они существовали в соответствии с Ветхим заветом и отличались простотой жизни и одежды. Название общины амиши и сегодня напоминает об ее основателе, швейцарском религиозном деятеле Якобе Аммане (Jacob Ammann, 1644 – между 1712 и 1730 гг.).

В период с 1815 по 1865 годы в штаты Пенсильвания, Огайо, Иллинойс, Индиана, а также в Канаду переселилось около 3 тыс. амишей. В наши дни они известны своим нежеланием принимать многие современные технологии и удобства, так, они отвергают, среди прочего, электричество и интернет. Что интересно, амиши в значительной степени избегают контактов со своими соседями — потомками отцов-основателей меннонитства, и это притом, что в основе обоих движений лежат баптистские идеи, пацифизм и принятие Библии как основного источника вероучения. И оба имеют швейцарские корни.
https://www.swissinfo.ch/rus/culture/%D0…
Tags: #КАК_ЭТО_БЫЛО, клеветники
Subscribe

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments