el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Налет на Формозу и другие

летчик Федор Полынин, которого в Китае называли генерал Фынь По, командовал легендарной военной операцией
О разгроме американцев в бухте Пёрл-Харбор написаны книги и сняты фильмы. Между тем японцы просто хорошо выучили преподанный им урок: внезапный налет на базу флота США во многом копировал разгром японской базы ВВС на острове Формоза (Тайвань) 23 февраля 1938 года, когда бомбардировщики Китайской народно-освободительной армии сожгли десятки самолетов, уничтожили трехгодичный запас авиатоплива. Дата атаки была выбрана неспроста: все летчики на 28 бомбардировщиках были советскими добровольцами, а командовавший группой генерал Фынь По на самом деле был советский капитан Федор Полынин, наш земляк.
мой журнал
Японцы «осваивали» Китай с 1931 года и даже создали на его территории марионеточное государство Маньжоу-Го. Укрепление Японии на континенте не устраивало СССР, и Москва в этом конфликте поддержала Китайскую республику с Чан Кайши во главе. В 1937 году пришла пора от слов перейти к делам.

В первых боях с японцами китайцы потеряли почти всю авиацию, артиллерию и танки. СССР начал поставки военной техники в Китай еще до подписания всех необходимых документов. По оценкам экономистов, в 1938-1939 годах займы СССР Китаю составили 250 миллионов долларов США. (Весь остальной мир наблюдал за их борьбой с Японией в общем-то безучастно: Британия выделила китайцам 3 млн. фунтов стерлингов, а займы Соединенных Штатов китайцам составили всего $25 млн., тогда как своему будущему врагу Японии США в те же годы выдали кредитов на $125 млн.).
В ноябре 1937 года в Китай была направлена группа бомбардировщиков СБ-2 (скоростной бомбардировщик) под командованием капитана Федора Полынина. В ее состав входили 31 пилот и 31 штурман, а также соответствующий инженерно-технический персонал (всего около 150 человек).
Полынин уже служил в Китае - в 1933 году доставил сюда советские самолеты Р-5 и По-2 и потом учил китайцев летать на них. Но с началом войны, в которой СССР не мог обнаруживать своего прямого участия, капитана переименовали в генерала Фынь По, а на наших самолетах СБ-2 нарисовали 12-конечные белые на синем фоне звезды Гоминьдана.
На пределе возможностей
В начале 1938 года благодаря действиям советских добровольцев ситуация в небе над Китаем изменилась: потери японской авиации были настолько велики, что Япония начала новые закупки техники в европейских странах. Из-за налетов китайской авиации на Шанхай японцы свозили новые самолеты на тайваньский остров Формоза, где была главная база ВВС Японии.
В своей книге «Боевые маршруты» Федор Полынин, уже генерал-полковник, вспоминал: «Китайскому командованию стало известно, что на Формозу прибыл очередной караван с авиационной техникой. Самолеты в разобранном виде, упакованные в контейнеры, доставлены на аэродром. Там же, на стоянках, находится немало машин, уже собранных и подготовленных к перелету в Шанхай. Завезены большие запасы горючего. Мы стали готовить воздушный налет по этому объекту»...
Операция была засекречена накрепко. Один из ее участников, летчик Яков Прокофьев, потом вспоминал: «22 февраля 1938 года, под вечер, в канун 20-й годовщины Красной армии, всю нашу группу перевели на аэродром Наньчана, где базировались остальные советские летчики-добровольцы. Думаем: «Не иначе как китайское командование и наше руководство хотят в честь праздника грандиозный банкет закатить!» Поздно вечером командир группы Федор Полынин строго секретно, только лётному составу, поставил боевую задачу: мы должны вылететь на рассвете и нанести бомбовый удар по японской авиационной базе у г. Тайбэя на о-ве Тайвань. Вначале нам даже показалось, что командир ошибся - до Тайваня и обратно путь неблизкий, а по маршруту - сплошные горы и широкий пролив»...
Обычно на цель сухопутная авиация шла вдоль берега, чтобы было где сесть в случае поломки, которые тогда были не редкость. Однако от Ханькоу до Тайваня больше тысячи километров, что для СБ-2 и так предел дальности. Решили лететь по прямой, над проливом, да еще и на высоте 4-5 километров - в разреженном воздухе расход топлива меньше. Кислородных масок у экипажей не было, поэтому оставалось надеяться лишь на богатырское здоровье летчиков.
Получайте, самураи
23 февраля 1938 года. Начало светать. Вдруг раздался сигнал тревоги - к аэродрому летели японцы! «Мне редко изменяло хладнокровие, а тут, откровенно говоря, по телу пробежали мурашки, - вспоминал Полынин. - Самолеты до предела заправлены горючим, и бомбы уже подвешены. Взлететь не успеем, на рассредоточение самолетов тоже времени нет. Вот подловили, гады».
И еще одна мысль была у всех - неужели японцы как-то прознали о налете на Формозу?! Но японцы вдруг повернули влево и скоро пропали на горизонте.
Сразу после этого экипажи построились, и полковник Рычагов, руководитель советских летчиков-добровольцев, сказал несколько напутственных слов. «В заключение он напомнил, что сегодня 23 февраля, и призвал достойно отметить праздник нашей доблестной Красной армии!» – пишет в мемуарах Полынин.
Японцы, как позже и американцы на Пёрл-Харборе, не ждали гостей - по их мнению, база на острове Формоза была недостижима для авиации. Даже возле зениток не было никого.
«На аэродроме шла спокойная работа. Самолеты стояли четкой линией в два ряда. У ангаров большие контейнеры, около них самолеты без крыльев. За ангарами белые бензобаки, складские помещения и ряды других зданий» - такой увидел Формозу за считанные секунды до начала бомбардировки один из советских пилотов.
То, что началось потом, можно попробовать вообразить по американскому фильму «Пёрл-Харбор»: наши СБ-2 один за другим начали сбрасывать бомбы. На аэродроме мгновенно началась паника - никто не успел взлететь, даже зенитки не начали стрелять. К тому же начали рваться цистерны с горючим. В общем, для японцев это был кромешный ад...
Подарки от «далай-дамы»
Обратно, до базы в Ханькоу, добрались уже к вечеру. Операция заняла семь часов. На базу вернулись все.
Узнавшие о бомбежке Тайваня китайцы устроили народные гулянья. У японцев настроения были совсем другие: начальник военно-воздушной базы был отправлен под суд, губернатор острова смещен, а комендант аэродрома сделал себе харакири. В Токио – паника: там решили, что у Чан Кайши появилась морская авиация, что могло в корне изменить войну. На бирже упали в цене японские акции.
А китайцы устроили в честь советских летчиков прием (чифан), на который приехала жена Чан Кайши Сун Мей-лин, являвшаяся де-факто министром китайской авиации. Наши добровольцы за широту полномочий звали ее «далай-дама».
«Меня, как руководителя группы, Сун Мей-лин посадила рядом, - вспоминал Полынин. - Первый тост она провозгласила за советских авиаторов-добровольцев, за успешный налет наших бомбардировщиков на крупнейшую военно-воздушную базу противника. В разгар чифана официанты, одетые в черные фраки, принесли огромный торт. На нем цветным кремом было написано по-русски: «В честь РККА. Летчикам-добровольцам».
От Советского правительства Полынин получил награды посущественнее: прямо из капитанов «прыгнул» в полковники, а по возвращении в СССР получил звание Героя Советского Союза.
А японцам потом снова и снова приходилось привыкать к тому, что для авиации нет расстояний. 1 марта наши летчики потопили на реке Янцзы авианосец водоизмещением 10 тысяч тонн - это единственный случай в истории советской авиации. А в ночь на 20 мая 1938 года обученные советскими инструкторами летчики-китайцы пролетели над японскими островами и сбросили миллион листовок.
В память о героических делах советских летчиков в городе Ухань был сооружен обелиск. Портрет генерала Фынь По и его товарищей и сегодня есть в китайских учебниках истории. В городе Ханькоу, где базировались советские бомбардировщики, сохранен Музей авиации, главные экспонаты которого рассказывают об атаке на остров Формозу. Китайцы этого подвига не забыли. А в СССР про него в общем-то и не знали. Только в 60-7-е годы прошлого века советские газеты опубликовали эту историю - чтобы напомнить маодзэдуновскому Китаю, кому он обязан своей независимостью. Потом, за политической ненадобностью, историю вновь отправили в архив.
Сломать «Аэрокобру»: долго ли умеючи?
В 1944 году генерал-лейтенант авиации Федор Полынин был назначен командующим ВВС Войска польского. Поляки перекрестили его в Теодора. Полынин летал тогда на американской «Аэрокобре» (на таком же истребителе, как и знаменитый ас Покрышкин). У «Аэрокобры» были свои недостатки: слабое вооружение (наши устанавливали на американские самолеты свои пушки) и хрупкое хвостовое оперение, которое начинающие авиаторы ухитрялись разломать за минуты. Когда американцам сообщили о проблемах с хвостовым оперением, они не поверили. Полынин пишет: «Тогда командировали в США летчика-испытателя НИИ ВВС инженера Кочеткова. В присутствии хозяев фирмы и специалистов Кочетков в воздухе за три минуты начисто сломал «Аэрокобру» и выбросился с парашютом. Американцы согласились, что доработки нужны».
P.S.
У Константина Симонова есть рассказ «Случай с Полыниным», сюжет его таков: молодая московская актриса Галина Прокофьева вместе с фронтовой актерской бригадой едет на Карельский фронт, где знакомится с командиром авиационного полка Полыниным. Она уезжает, Полынин остается воевать, пишет ей письма и в конце концов решает жениться на Галине. В 1971 году по рассказу был снят фильм с Олегом Ефремовым и Анастасией Вертинской в главных ролях.
Реальный Полынин воевал примерно в тех же местах. Во время войны и после нее он был довольно известным в СССР человеком. Чтобы выяснить, мог ли он быть прототипом героя рассказа, мы позвонили Алексею Симонову, сыну великого писателя.
- Я никогда не слышал от отца, что у его Полынина есть прототип, - выслушав нас, сказал Алексей Симонов. - Думаю, это просто совпадение фамилий. У отца есть такие строки:
«Сколько б ни выдумывал фамилий
Мертвым из моих военных книг,
Все равно их где-то хоронили,
Кто-то ищет каждого из них».
У него часто так бывало: даст придуманному человеку в книге фамилию, а потом идут письма, пишут те, кто считает, что он с этим человеком воевал, его родственники. Ведь десятки миллионов прошли через войну...
Евгений ПЛАТУНОВ, Сергей ТЕПЛЯКОВ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments