el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Сейчас в СМИ много говорят о "свободе". В нашем народе живет память настоящей свободы.

Казачья Идея

Свобода может быть только там, где свободна воля, а воля и не может мыслиться иной, как свободной, иначе это неволя.
Н.С. Мельников-Разведенков

Сегодня на Руси сотни казачьих общин по всей стране, десятки газет и журналов, тысячи книг по истории и современности казачества. Многие общины живут полнокровной жизнью, воспитывают казачат в истинно казачьем духе. Впрочем, оговорюсь – “в истинно казачьем духе” написал по инерции, по литературному шаблону. На самом деле казачьи потомки очень смутно представляют, чем является по содержанию этот самый Дух Казачества.


многие потомки казаков совершенно не знают самых простых дедовских обычаев. Это, конечно, не вина их, а большая беда: ведь самые старые члены нынешних казачьих общин родились после окончательного запрета казачества…
Но если потомки казаков не знают казачьих традиций, то, тем более, откуда они могли бы напитаться так называемым Духом Казачества? Последние истинные носители его ушли в вынужденную эмиграцию в 20-х годах, после гражданской войны. Казачья эмиграция составляла не более 100 тысяч человек со всех войск – но, как оказалось, была цветом казачества. И она-то записала в многочисленных книгах и статьях все ценное и вечное, что выработало казачество за века своего бытия.

Казаки в изгнании основательно задумались над вопросами – “что такое Казачество”, каково содержание понятий “Дух Казачества” и “Казачья Идея”? К.Хохульников собрал некоторые из этих размышлений в небольших сборниках “Что такое казачество?” и “Кто мы, казаки?” - в своем обзоре темы мы будем опираться в основном на них.

В данном обзоре понятия Казачья Идея, Казачья Идеология и Дух Казачества будем считать однопорядковыми, понимая при этом Дух Казачества в стиле понятия Дух Народа Шарля Монтескье (18 в.). Этот теоретик естественного права и разделения властей считал, что положительные законы не могут быть установлены законодателем произвольно, ибо должны во имя справедливости обязательно соответствовать Духу Народа. Последний есть сочетание природы людей, их религии, нравов и обычаев. И только если принимаемые законы (Дух Закона) будут соответствовать Духу Народа, законы будут справедливыми. Таким образом, Дух Казачества – это, по сути, Дух Казачьего Народа, в котором Казачья Идея оказывается определяющим понятием Казачьей Идеологии.
Кроме того, следует различать понятия Казачья Идея и Идея Казачества. Если Казачья Идея – это внутреннее, для себя существующее казачье понимание целей и смысла жизни, то Идея Казачества – это внешнее для казачества представление, существующее помимо и независимо от него в душе русского народа.

Во все века русский народ мечтал о подлинной свободе, воле, которые в его представлениях сопрягались с вольным казаком. Не случайно былинный герой Илья Муромец величается Старым Казаком. В душе русского народа жила и живет идея казака-воли, и поэтому Дух Русского Народа включает в себя, как неотъемлимую часть, Идею Казачества.
Просто замечательно ее выразил Лев Толстой: “Народ казаками желает быть”. Это запись в дневнике за 2 апреля 1870 года. В те дни писатель читал “Историю” Соловьева и много думал об истории, ее смысле и, видимо, поэтому к нему пришли такие мысли. Вот полная запись: “Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть. Голицын при Софии ходил в Крым, осрамился, а от Палея просили пардона крымцы, и Азов взяли 4000 казаков и удержали – тот Азов, который с таким трудом взял Петр и потерял”.
Нередко в бурные времена жизни России эти две Идеи сопрягались, и тогда высекались мощные молнии вроде народного заступника Стеньки Разина, провозглашавшего – “Я пришел дать вам волю!”. Также и яицкие казаки вместе с Пугачевым в июне 1774 года от имени Императора Петра III выпустили Манифест, объявив полную свободу всех крестьян с передачей им во владение помещичьих и казенных земель и введя в стране строй казачьего народоправства. В том же направлении мыслили казаки на Украине - в этом номере “Станицы” в статье А.Сербы вы можете узнать, как в начале 18 века гетманом Орликом была составлена настоящая Конституция казачьего государства, включающая в себя все современные принципы построения государства и его управления...

“Пока в наших жилах течет казачья кровь, никакая революция, никакой коммунизм, никакие гонения и лишения не изменят наш вольный свободолюбивый дух, не вырвут из наших душ любовь к свободе, к справедливости, законности и вере в Бога, не вырвут веру в святость человеческой жизни и личности”. Это и есть “верное определение казачества”, которым выражена духовная сущность Казачьей Идеи!

“Вековая жизненность казачества показывает, что основные начала и принципы, заложенные в основание того общества, которое именуется казачеством, действительно устойчивы, ценны, тверды и всечеловечны. В чем же заключаются эти принципы? Главнейший из них: прежде всего – полная равноправность и равнообязанность казаков – политическая, хозяйственная, общественно-политическая. Дальше – народоправство в своеобразных казачьих формах и демократизм в его лучшем, чистом и честном выражении, и, наконец, особый войсковой уклад жизни”.

“Если понятия человеческой свободы, свободы человеческой личности, свободное самоуправление являются добродетелями современной демократии и оригинальными чертами национальной и гражданской природы самых передовых народов современности, то еще в незапамятные времена, много веков назад, у казачества, как принадлежность его натуры и быта, был основной и священный принцип: казак – личность вольная, свободная, а в казачьем быту, в его общественном строе исключалось рабское состояние. Это было в те далекие времена, когда по всей Европе еще существовало крепостное право, право собственности на христианскую личность”.

“Отстаивание своих прав и высокое понимание своего гражданского и воинского долга – вот она, казачья идея… Сознание своей свободы и признание прав других, выполнение не наученного, а добровольного долга, самообязательная воинская доблесть, признание равенства между собой и государственный инстинкт”.

“Отличительной чертой Казака являются его любовь к свободе, равенству и народоправству. Казак – вольный человек. Воля, подобно зажженному в казачьих землях маяку, указывал путь всем, кто искал избавления от рабства. Казак никогда не был рабом, и не хочет им быть. Вот основа нашей гордости!” (“Родимый край”, “Идеологические основы казачества”).

попытка социально-философского анализа “внутренней сущности и души” казачества:
“Познать, а тем более понять Казачество, может только тот, кто не увлекается внешними формами, как бы очаровательны они не были, а постарается проникнуть в самую глубь и заглянет в душу казачества”. Для познания духовной сущности казачества, прежде всего, надо уяснить себе казачью идею, и только потом можно изучать казачество в таких формах его существования, как историческое явление, социальное движение и казачий быт, обычаи и традиции.
“Итак, можно наметить следующие пункты схемы решения поставленной нашим вопросом задачи: 1. Казачество – идея. 2. Казачество – историческое явление, идеей Казачества вызванное и соответственно ей создавшее свой социальный строй. 3. Казачий быт и тип казака, как отражение идеи Казачества”.
“В отличие от большей части русского народа, примирившегося с “православной смиренной пассивностью”, казачество, - уверен автор, - “выбрало другой путь – путь активного служения и действенной борьбы во имя Справедливости. Так родилась Казачья правда, защищающая свободу не только свою, личную, но и всех гонимых и угнетаемых. Нетерпимость рабства – это одна из наиболее важных сторон идеи Казачества… Нетерпимость к рабству – краеугольный камень идеи Казачества, это – сущность Казачества… Только таким образом может осуществится в жизни идеал вольной жизни, к которой стремится казак и которую он ставит выше всего, ибо вольность тоже является характерной чертой и неотъемлемой частью идеи Казачества”. У казака всегда есть свобода выбора. Но, если есть свобода выбора, значит, есть и вольность, ибо никто никогда не делал никого насильно Казаком!

“Важно отметить главное и общее для всего казачества. Прежде всего, надо указать, что казачество проявляет себя как демократическая сила. По своему историческому прошлому и традициям казачество иным и не может быть.
Сословное неравенство в нем не привилось, ибо оно не имело корней ни в быте, ни в психологии населения. Казак над собой “барина” никогда не имел, и если кто из казаков становился дворянином, помещиком, то связанные с этим преимущества казаками ни в коей мере не признавались в своей среде…
В станице каждый казак нес повинности, которые лежали на нем в силу закона или местного обычного права, независимо от своего звания. Донские помещики владели крестьянами, но в своих станицах, несмотря на звание, чин или богатство и знатность, были только казаками.
В казачьей психологии эта мысль о полном равенстве всех казаков крепко сидела, и никакая политика центральной власти, никакое законодательство, устанавливающее сословное неравенство, не могли уничтожить этого сознания. Равенство обязанностей неизбежно требовало равенства прав, и обратно. А казаки все одинаково несли тяжелую воинскую повинность, на равных правах пользовались землей, одинаковый голос имели на станичных сборах.

Получив возможность устраивать свою жизнь на новых началах свободы, казачество в полной мере осуществило идею народоправства, возродив старую, традиционную форму ее – Войсковые Круги или Раду. Идея Войскового Круга, как объединяющая, организующая казачество, возродилась повсеместно и одновременно во всех казачьих землях и во всех слоях казачества. Ее не нужно было пропагандировать, внедрять в казачьи головы, готовить казаков к ее восприятию – она была в душе каждого казака”.
Все приведенные авторы в характеристике Казачьей Идеи называют в основном одни и те же качества казака: воля (вольность), личная свобода, полное равноправие, народоправство, нетерпимость к рабству, служение правде и справедливости. Вот эти характеристики и составляют идеологические основы казачества!

Можно сказать, что Казачья Идея – это жизненные нормы личной свободы, вольности и равноправия, воспитанные у казака образом жизни и всей системой общественного самоуправления казачества.
Вот почему А.М. Каледин летом 1917 г. на Государственном совещании в Москве, выступая от имени всех Казачьих Войск, предложил именно казачьи основы для построения новой России: народоправство, республиканский строй с сильной центральной властью, принцип частной собственности и личной инициативы под контролем государства. Вот почему в 1918 г. Яицкие казаки учредили наградной крест Св. Михаила Архангела с надписью на нем: “За Веру, Родину, Яик и Свободу”. Это и была Казачья Яицкая Идея, за которую они сражались с красными несколько лет.
А что сейчас? Недавно на Дону создали “высший орган этноса (нации) – Национальный Совет Донских Казаков (НСДК)” - так написано в статье его члена П.Я.Сальникова. “Члены НС определяют этнический способ видения и понимания мира, - пишет он. - Члены НС, главные носители этнического сознания, выполняют функцию советчиков, инициаторов. Они призваны рождать (!? – В.Ш.) установочные ценностные ориентации, коллективные социальные установки… НСДК разрабатывает и доводит до этноса установки, направленные на формирование и формирование свойств, присущих только казачьему этносу, такие как патриотизм, подчеркнутое уважение к самим себе, национального духа, духа гордости за свой народ”.
Тут как ни фраза, так масса вопросов! Высшим органом этноса, т.е. донских казаков, во все времена был Войсковой Круг. “Этнический способ видения и понимания мира” - это что? надо смотреть и видеть справа налево, или наоборот? Почему только члены НС – главные носители этнического сознания? а если не Члены, так и не носители (скажем, уважаемые старики, писатели)? И, наконец, почему такие “свойства”, как патриотизм, уважение к себе, гордость за свой народ, “присущи только казачьему этносу”? Они присущи каждому народу; более того, те качества, которые мы установили в содержании Казачьей Идее – любовь к свободе, справедливости, равенству – по отдельности так же присущи многим народам. Но у казаков они выступают в комплексе, в сочетании еще и с народоправством и нетерпением к рабству.
Но самое большое недоумение вызывает то, что член НСДК, “главный носитель сознания”, не заметил тех норм и качеств казачества, которые неизменно называл каждый казак-эмигрант, анализировавший казачью идеологию! Видимо, все дело в разной ментальности: если В.Харламов писал об “исконном и чистом демократизме” (т.е. народовластии) казачества, то на современном Дону демократию называют не иначе, как “дерьмократией”. И уж сколько раз твердили, что без демократической России не бывать и казачеству, а воз все там же! Вот и не поднимается рука у “главного носителя” вывести на бумаге: “демократизм, как исконное качество казака” - но зато дюже ему люб, конечно же, патриотизм.
Думаю, что НСДК взвалил на себя непосильную задачу – “рождать установочные ценностные ориентации”! Во-первых, ценностные ориентиры казачества родились задолго до него. Во-вторых, родить что-нибудь стоящее в чиновных кабинетах, пусть даже “главных носителей”, никому еще не удавалось, ибо такие ценности возникают в живой многовековой жизни народа. Конечно, мы знаем: были такие горячие головы в недавнем нашем прошлом, кои тоже замыслили “родить” - и нового человека, и новый “советский народ”; они спускали из своих кабинетов “установочные ориентировки”, что читать, смотреть или слушать. Чем это закончилось, мы тоже знаем. Так зачем же наступать на старые грабли?

Я глубоко почитаю своих предков, которые в марте 1917 г. на первом свободном Войсковом Круге приняли историческое решение: почти 150 лет наши Горынычи таили обиду на унизительный Указ Екатерины II, лишивший их своего имени, своей памяти и истории. Теперь они сами (сами!) вернули себе историческое имя – Яицкие казаки, а газете с казенным названием “Уральские войсковые ведомости” дали поэтическое и соответствующее Казачьей Идее новое имя – “Яицкая Воля”.


kubanskie.kazaki.avi.image5

Думаю, что понятие Воля – это ключевое понятие в совокупности качеств, определяющих Казачью Идею или Дух Казачества: казак – это, прежде всего, вольная личность, а уж потом – равенство, справедливость и народоправство.
Категория “воля” всегда многозначна, и только в русском языке сливаются два совершенно разных понятия: воля и свобода, Volonte – Liberte. По В.И. Далю (Луганский казак) – это свобода, простор в поступках, творческая деятельность разума.
Воля – это власть или сила, нравственная мочь, право, могущество. “В поле – две воли” - говорили казаки. Воля – это также и желание, стремление, хотение, вожделение. “Разум отвечает истине и лжи, воля – добру и злу”.
И, наконец, Воля – это независимость, свобода, неподвластность, самоволие, “Воля – свой Бог”, “Воля Божья, да суд царев”, - приговаривали казаки. И все эти разные смыслы – власть (право), желание, независимость и свобода – чудесным образом сливаются в понятии Казачья Воля!
В. Шуков
Subscribe

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments