el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Хорошая идея - Моя 'русская дюжина'

Оригинал взят у neznaika_nalune в Моя "русская дюжина"
Крылов (с которым я редко согласен) написал интересный пост Что у меня ассоциируется с русской культурой.

Я задумался над темой и попробовал составить свой список, в чём-то пересекающийся с крыловским, но и значительно отличным от него. Я подобрал 12 мемов и имён, которые, на мой взгляд, наиболее полно характеризуют отличительные особенности русской среды, культуры и характера.

Итак, сначала сам список, затем развёрнутые комментарии к нему.

Природа, окружающая среда
1. Снег
2. Реки
3. Слякоть

Быт, еда
4. Печка
5. Дача
6. Соленья

Искусство, творчество
7. Поэзия
8. Балет
9. Романс

Способ войны
10 Ополчение.

Люди
11. Ломоносов
12. Ландау

А теперь пояснения.

Природа, окружающая среда
1. Снег
Ни в одной стране мира снег не является таким важным природным фактором. Снег (и второй фактор, в следующем пункте - реки) были предпосылками создания России как единой протяжённой страны, на территории где было плохо с наземными коммуникациями. По хорошему снегу можно передвигаться зимой на санях быстрее чем на колёсной повозке летом, не говоря уж об осенней и весенней распутице. Снег - это и "генерал Мороз" - немаловажный, хоть и переоцененный, военный фактор, который способствовал гибели на территории России некоторых самых больших завоевательных армий в истории.

Настоящий зимний лес, с полосами снега на ветках, это - чисто эстетически - самое лучшее состояние леса, сравнимое только с некоторыми видами осеннего леса (северной части). Летний лиственный лес или тропические джунгли - это хаотический сумбур по сравнению с ним.

2.Реки
Россия - не морская держава (при том что она имеет самую длинную в мире морскую береговую линию), но это не значит что она не является водной державой. Россия - страна множества рек. Есть немало стран "одной реки" (классический пример - Египет) или "двух рек" (Индия, Китай), где эта река с речной долиной - основной стержень страны и её житница. В России - не так, аллювиальное орошение само по себе не играло большой сельскохозяйственной роли. Реки - это основные коммуникации и географические рубежи, артерии и сосуды которыми пронизано всё тело страны. Россия начиналась как речной путь "из варягов в греки", возвышение Москвы в немалой степени было связано с её положением в междуречье разнонаправленных водных путей, с реками связано множество географических разделителей - "запорожье", "задонщина", "заволжье", на больших реках находятся сегодня главные города страны.

Крылов выводит образ моря как символ недостижимого - "То, чего у русских нет и никогда не будет". Но мне представляется что образ моря в России - это в большей степени "курортный роман" (кстати, как жанр это практически отсутсвует, например, в американской культуре). Море - это отпуск, каникулы, с которых возвращаются домой - это загар, фотки, лёгкие флирты и адюльтер, но не настоящая жизнь. В России почти отсутствует часть культуры связанная с негламурными, не-курортными аспектами моря - целые городки из сушащихся латанных-перелатанных рыбацких сетей на берегу, памятник не вернувшимся из плавания матросам или рыбакам едва ли не в каждой приморской деревне, грязные портовые кабаки с портовыми же шлюхами. Всё это было заграничной экзотикой.

Россия - страна многих рек, огромного числа малых и десятка великих. "Дунайские волны" может быть прекрасным вальсом, но сам Дунай в окрестностях Вены - мутный и малоинтересный поток, которому бесконечно далеко до полноводных рек русской равнины или великих сибирских рек. То же относится и к другим европейским рекам.

3. Слякоть
Это очень русское состояние окружающей среды; то, с чем русских человек боролся столетиями но так и не мог преодолеть. Даже чисто фонетически слово "слякоть" (редкий случай) почти идеально передаёт это ощущение.

Грязь присуствует во многих странах. На улицах многих городов мира можно найти в среднем больше мусора чем в российских городах - в Латинской Америке, в Азии, и даже во многих европейских странах. Есть немало мест в мире где можно найти текущую по улицам вонючую жидкую канализацию. Но мало где можно найти такую почти неизменно присуствующую слякоть как в России. Слякоть - это сапоги и калоши, важные элементы национальной одежды. Это - сменная обувь в офис или в гости; вешалка, с которой начинается театр. Это - основная причина и смысл "русской хандры", и вообще основной символ природы: "здесь краски неярки, здесь звуки нерезки", "унылая пора, очей очарованье". Слякоть - это переходное состояние между двумя настоящими сезонами русского климата: жарким, но скоротечным континентальным летом, и суровой но прекрасной белоснежной зимой.

далее по катом, (ещё не закончено, добавлю по мере дописывания)
Быт, еда
4. Печка
Это мне представляется даже более важным символом чем упомянутая у Крылова баня. Основной фактор, без которого нельзя прожить в России - это тепло. Это даже более важно чем достаточное количество еды. В самой бедной избе может быть шаром покати на полке с провизией, но она будет достаточно протоплена зимой. Благополучная семья в просторном американском или западноевропейском доме может проводить холодное время года закутавшись в свитера или тёплые халаты - экономя на обогреве. В российской квартире хозяева могут экономить на чём угодно, но зимой там непременно должны быть пышущие жаром батареи.

Печка - это ещё проявление особой русской рациональности (в культуре, в целом не акцентирующей рациональность). Она экономно сочетает в себе сразу множество функций - отопление, кухня с духовкой, кровать, кухонные полки куда можно положить или повесить на стенки всякую утварь. В чисто термальном отношении хорошая русская печка намного эффективнее английского камина, а так же "буржуйки" или "голландки". В России нельзя представить английского "холодных ног супруга" как легитимного повода для развода. Если холодные ноги - проблема в спальне, то это не спальня и не семья.

Ещё один, современный, вариант печки - это ванная, как концентрированное личное тепло - обьёмная, охватывающая всё тело. Даже в убогих хрущёвках ванная, как правило, значительно большего размера чем в типичных американских домах (где она может быть в укороченном, сидячем варианте, или отсутсвовать вообще). В большинстве западных стран жители обходятся ежедневным душем, а не сидением в ванной.

5. Дача
"Домик в деревне" - явление, существующее во многих странах и культурах, в том числе и в России. Аристократический вариант - "поместье", "усадьба", "фазенда" - тоже достаточно распространен во многих культурах. Но дача - в основном чисто российское явление. Дача - это дуализм русского характера, который покинул деревню, но так и не пришёл окончательно в город. Ещё она - бедный вариант американской сабурбии. Дача - ещё и инстинктивный страх голода, необходимость иметь своё выращенное продовольствие, опасение что его не будет в магазине или оно будет по недоступной цене. И одновременно - это вполне рациональный ответ на материально стеснённую жизнь, осознание того что в условиях русской зимы не протопить дом американских размеров. В результате жилище разделяется на две категории - маленькая, но приспособленнаая к зиме городская квартира, и летная резиденция, близкая к природе, но которая оставляется на зиму, и, как правило, не отапливается.

Дача - явление недавнее по историческим меркам Оно появилось только в конце XIX века, и по настоящему развилось только в при брежневском СССР, с конца 60-х по 80-е годы. Постепенно его значение будет уменьшаться; но оно будет весьма значительно влиять на русский быт ещё многие десятилетия.

6. Соленья
Никакой другой вид еды не символизирует русскую кухню как банки с соленьями, занимающими половину погреба и четверть холодильника в доме. Ни чёрный хлеб, ни водка не дотягивают до этого символизма, хотя и то и другое прекрасно сочетаются с соленьями в трапезе. Соленья - это зимняя тоска по плодам тёплого сезона. Это - желание унести, запечатать в банке с рассолом кусочек жаркого лета, как частичка далёкого прошлого запечатывается в янтарной смоле.

В других культурах есть высокое искусство концентрации и сохранения продуктов на долгий срок - прекрасные французские и швейцарские сыры, волшебное итальянское прошутто или испанский хамон, немецкие колбасы, наконец, украинское сало. В русской культуре это развито намного хуже. Русское искусство консервирования - это искусство рассола, маринада, и закатывания в стеклянные банки. Даже остаток этого процесса - сам рассол - играет немалую, хоть и анекдотическую, роль, в русской популярной культуре.

Помимо овощей, к этой категории относится и солёная рыба, и баночная селёдка - очень русская еда. Причём селёдка из банки должна, конечно же, быть в серьёзном, промасленном рассоле, а не в сладковатой жидкости, характерной для восточноевропейских рецептов. Сюда же относятся и грибы, значительная часть которых попадает в соленья и маринад. Умение собирать и готовить грибы - это очень русское искусство. Если в Америке в лесу вы встречаете человека собирающего грибы, с вероятностью 80% это будет русскоязычный. Остальная вероятность распределяется на восточноевропейцев, китайцев и японцев, и почти никогда - на местных жителей. Они могут интересоваться и спрашивать, как вам удаётся отличить хорошие грибы от ядовитых, но сами не решатся на такое приключение.

Искусство, творчество
Несколько характерных для России видов искусства, приведённых ниже, имеют важный сходный признак. Они все зародились не в России. Но в России они наиболее органично, по сравнению с любой другой страной, стали неотьемлемой частью культуры, и в определённом смысле доведены до совершенства.

7. Поэзия
В большинстве стран мира существует поэзия, но в очень немногих странах существует поэтическая культура. Например, это явление полностью отсуствуют в американской культурной среде. В американской школе "проходят" некоторое, очень ограниченное количество, английской поэтической классики, которая, впрочем, быстро и полностью забывается абсолютным большинством учеников. Если эрудированный американец хочет ввернуть в разговор известное, "крылатое" выражение, скорее всего это окажется фразой из популярного телевизионного шоу, изречение из трудов одного из "отцов-основателей", выражение из Библии или расхожая попсовая псевдомудрость какой-нибудь знаменитости, вроде Yogi Berra. Это НИКОГДА не будет поэтической строфой - собеседники просто не поймут его, даже если они когда-то учили данное произведение в университестком курсе. А в России - с большой вероятностью это будет именно строкой из поэмы, и оно будет понятно собеседникам.

В России труднее найти того кто в школьном возрасте не баловался написанием стихов. чем того кто это делал. В США и в других западных странах - это очень редкое и экзотичское хобби, и большая часть имеющихся образцов завязана на рэп - современное городское словоплётство, сильно отличающееся от классической поэзии.

Во многих странах есть развитая культура речитативного чтения религиозных текстов - библейские псалмы, суры из Корана, есть исполнители в Индии, полностью вючившие Махабхарату, или другие национальные эпосы в других странах. Есть особая культура японских хайку - звуковое выражение японских миниатюр.

Русская поэтическая культура отличается от всех этих аналогов. Она не религиозна, и совершенно органично пронизывает всю словесность, естественным образом обьединяя "высокий штиль" и попсу. Русское поэтическое слово должно литься легко и непринуждённо, как у Пушкина, а не как красивые, но тяжеловесные фразы из Шекспира, Гете, и другой английской или немецкой классики. Это должна быть, конечно, ритмическая поэзия, а не белый стих (остающийся экзотической белой вороной в русской культурной среде).

8. Балет
"Балеты и ракеты" - тривиально, заезженно. Но от этого не перестаёт быть верным. Балет в России - это высокое искусство, которое удивительным образом, как радиоактивное излучение, пронизывает всё общество, большинство которого никогда формально не занималось балетными танцами.

Это и спортивная школа и олимпийские достижения в гимнастике и фигурном катании, и в особенности полное мировое доминирование в художественной гимнастике и синхронном плавании. По сравнению с этим, в России намного менее развита "современного" и клубного танца - как искусства, а не как массового времяпровождения.

Балет - это особое проявление русской женственности, в современном смысле (а не в традиционном смысле сарафанов и кокошников). Обычная, невзрачная с виду школьница, "Наташка-промокашка", никогда не ходившая в танцевальную студию, с большой вероятностью будте иметь более стройные, "балетные" ножки и грациозную походку, чем первая красотка из американской или английской школы.

9. Романс
Высокий салонный и аростократический жанр, пришедший из Западной Европы (где он зародился её в позднем средневековье во времена менестрелей и трубадуров) пришёл в Россию в конце XVIII века и удивительным образом окреп и развился там, даже после того как в русских революциях исчезла почти вся российская аристократия.

Он почти полностью исчез из западной культуры. В американской среде его нет совсем, а английской - рудиментарное присуствие, побольше во Франции и ещё больше = в Испании, наиболее близкий аналог - пожалуй, португальские фадо.

Авторская, бардовская российская песня - тоже должна быть романсом, хоть и расширенного жанра - оан может быть ироничной, стёбной, иметь социальную направленность. Но это всё равно будет исполняться по основным канонам романса. Даже в самой дешёвой попсе можно найти влияние этого высокого штиля.

На ночёвке в каком-нибудь американском национальном парке редко можно услышать компанию с гитарой у костра (хотя с музыкой из автомобильного радио или бумбокса - запросто). Если вы наткнётесь на такую компанию с гитарой - скорее всего это будут русскоязычные, и они будут петь... ну то что обычно русские поют у костра под гитару. Иными словами.. романсы, даже если они будут называться по другому.

Способ войны
10 Ополчение.
Здесь я могу полностью согласиться с Крыловым.
В разных культурах есть разные способы войны, и разные образы воина. Это может быть Ахилл - герой-одиночка; закованные в тяжёлые латы рыцари с прислугой; вымуштрованная на плацу прусская армия, ландскнехты и кондотьери; отряд горцев, совершающий набег на равнину; пьяная портовая шваль рекрутируемая на пиратские корабли или экспедиции конкистадоров.

Русский способ войны - это ополченец, на войну не стремящийся: "Собирайся, солдат, и пойдём повоюем // Что потом, то потом, что теперь, то вокруг." Ополченец шёл на войну без шапкокидательства и пижонского гарцевания на коне с размахиванием саблями, и не ожидая от войны оплаты и личной прибыли (ну, может, иногда удастся слегка разжиться трофеями, но это глубоко второстепенно). Он шёл с хмурым осознанием того что с большой вероятностью не вернётся домой, или вернётся калекой, и, скорее всего, его семье придётся несладко в результате. Но он шёл воевать, пусть даже с кривой усмешкой в сторону подгоняющих его офицеров, комиссаров и прочего начальства, произносящих заученные бравурные заклинания, но всё равно не по принуждению, а по необходимости. Дезертирство и разбегание "по своим хатам" было намного менее распространено в России чем в большинстве стран мира. И это было одной из главных причин того что русские создали великую страну, а не мелкое княжество, по которому постоянно прокатывались волны более успешных завоевателей, и где основной чертой национальной мифологии было составление длинного списка обид и претензий к этим завоевателям.
Subscribe

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments