el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Универсальная Электронная Карта (УЭК)



renegade80 в Универсальная Электронная Карта (УЭК)
Как «убивали» проект Универсальной Электронной Карты (УЭК) в регионах.

Для начала немного истории.
В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором даётся определение универсальной электронной карты, целей её создания и областей применения.
В феврале 2011 года президент России Дмитрий Медведев провел заседание «Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России», посвящённое реализации одного из важнейших проектов Комиссии — внедрению универсальной электронной карты как средства предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Стало известно, что российские компании не успевают к 2012 году произвести микропроцессор. Использовать в карте микропроцессор иностранного производства ФСБ считает опасным. Было принято политическое решение: временно в 2012 году использовать микропроцессор иностранного производства.
В октябре 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ о нанесении государственного герба на универсальную электронную карту. Также выяснилось, что возникли трудности в реализации Системы межведомственного электронного взаимодействия, срок запуска которой переносится на середину 2012 года. А без запуска этой системы выдавать карту бессмысленно. Срок выдачи универсальной электронной карты перенесен на 1 января 2013 года. Также, в октябре 2011 года было принято решение использовать в УЭК только российскую платёжную систему ПРО100, исключив участие международных платёжных систем Visa и MasterCard. А в Сбербанке пообещали «нейтрализовать лоббистов международных платёжных систем в органах российской власти».
С февраля 2012 года в девяти пилотных регионах России: Москве, Санкт-Петербурге, Астраханской области, Республике Башкортостан, Волгоградской области, Новосибирской области, Пензенской области, Краснодарском крае и Татарстане начата выдача карты участникам проекта с целью проверить, как она работает на практике.
16 февраля 2012 года были опубликованы «Правила использования УЭК», в которых изложена неподтверждённая информация о пин-коде, возможно, являющаяся лишь нереализованными планами разработчиков: «Если гражданина вынуждают ввести пин-код, то предусмотрены ложные пин-коды, введение которых позволят выиграть время и обеспечить оперативную помощь гражданину от силовых структур».
В сентябре 2012 года стало известно, что технологии, которые использованы и проверены в УЭК, будут использованы в электронном паспорте, который планируется выпустить через несколько лет.
В ноябре 2012 года на официальном сайте «УЭК» был запущен мониторинг готовности регионов России к запуску проекта. Готовность подразумевает под собой назначение ответственного за УЭК в регионе, обеспечение безопасных каналов связи, обеспечение доступа к региональным государственным услугам с помощью УЭК, создание колл-центров и т. п. Данные мониторинга обновляются один раз в неделю.
В декабре 2012 года вышло распоряжение о том, что все многофункциональные центры, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, должны быть оснащены считывателями для универсальных электронных карт.
В январе 2013 года завершена сертификация микропроцессоров для универсальных электронных карт производства российской компании «НИИМЭ и Микрон». Также в некоторых универсальных электронных картах используются микропроцессоры иностранного производства, представленные компанией ЗАО «Атлас-карт». Это сделано, чтобы в ходе конкуренции двух компаний снижалась стоимость производства УЭК. Карту начали выдавать гражданам России по заявлению, которое можно подать в открытых по всей России пунктах приема заявлений и выдачи карт. Президент ОАО «УЭК» Алексей Попов сообщил, что на карте используется электронная подпись КриптоПро.
В феврале 2013 года стало известно, что в части регионов РФ не хватает денег, чтобы обеспечить изготовление и выдачу карт. Сбербанк принял решение войти в состав акционеров региональных уполномоченных организаций, что позволит профинансировать их работу, и создать в регионах единые центры процессинга и биллинга (ЕЦПиБ), которые возьмут на себя в качестве расходной части выпуск всех УЭК, а в качестве доходной части займутся начислением платежей за ЖКХ по всему региону и будут являться транспортными операторами.
С весны 2013 года прекращается выпуск региональных социальных карт. Вместо них будет выдаваться универсальная электронная карта.
В сентябре 2013 года открыт портал для идентификации граждан и оплаты госуслуг. Граждане могут зарегистрироваться на портале с помощью УЭК, используя кардридер.
По состоянию на ноябрь 2014 года по всей стране принято более 520 000 заявлений на выдачу карт (информацию о текущем количестве принятых заявлений можно получить на официальном сайте ОАО «УЭК» http://www.uecard.ru/for-citizens/how-to-get/ffc-and-uosy/).
С января 2014 года на официальном сайте ОАО «УЭК» публикуется еженедельный рейтинг субъектов РФ по реализации проекта УЭК (подробная информация доступна в разделе http://www.uecard.ru/ratings-analytics/).
Материал взят с сайта Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%E8%E2%E5%F0%F1%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%FD%EB%E5%EA%F2%F0%EE%ED%ED%E0%FF_%EA%E0%F0%F2%E0

И так. Сейчас начало 2015 года. Что же на данный момент происходит с проектом УЭК?
По размеру карта УЭК один в один, как и обычная банковская карта. Для ее изготовления использован более износостойкий материал, чем применяется для большинства пластиковых карт, в том числе и банковских. Карта имеет магнитную полосу и два интерфейса для обмена данными: контактный и бесконтактный.
В начале проекта всем нам обещался очень большой и богатый набор функций, который будет реализован на карте. Но при реализации проекта часть функций урезали, а некоторые так и не смогли реализовать. Что же у нас есть на данный момент? Хочется особенно отметить, что те функции, которые я сейчас опишу не требуют дополнительных вложений со стороны бюджета РФ или региона, или развертывания какой-то дополнительной инфраструктуры. Для того чтобы ими воспользоваться, необходимо просто выпустить карту.

Для начала сразу скажу. Универсальная Электронная Карта не является электронным паспортом, удостоверением личности. Она не заменяет паспорт!!! В конце статьи я приведу сравнение УЭК и электронного паспорта, который будет выдавать гражданам России только с 1 января 2017 года.

Первое - это использование УЭК в качестве СНИЛС. Об этом сообщает Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 24.03.2014, адресованном отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах. Это значит, что вместо зеленой, ламинированной карточки Вы можете предъявлять УЭК. СНИЛС сейчас запрашивают не только в Пенсионном фонде, но и при оплате госпошлин, а иногда и в регистратурах поликлиник. Так как номер СНИЛС нанесен на УЭК в явном виде, то и каких-то специальных средств для его считывания не требуется. Хотя на сам чип карты СНИЛС тоже записан и при необходимости может быть считан оттуда для автоматического ввода. Сразу отмечу, что для считывания информации с чипа УЭК необходимо вводить 4-х значный пин-код, который выдается в конверте вместе с картой.

Второй документ, который может заменить УЭК, это полис ОМС. Вот, что говорит по этому поводу Территориальный фонд ОМС г. Санкт-Петербурга: «В соответствии с информационным письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.07.2014 №3244/91-и универсальная электронная карта (далее УЭК), содержащая полис обязательного медицинского страхования (далее — полис ОМС), должна приниматься к обслуживанию наравне с полисом ОМС в бумажной или электронной форме. Единый номер полиса ОМС размещается на оборотной стороне УЭК. Определение страховой принадлежности осуществляется по единому номеру полиса ОМС, путем направления запроса к базам данных регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц Санкт-Петербурга. Письмом от 03.07.2014 №3170 Фонд проинформировал руководителей медицинских организаций Санкт-Петербурга о недопустимости отказов в предоставлении медицинской помощи при предъявлении УЭК и о порядке установления страховой принадлежности.» Таким образом на законодательном уровне УЭК приравнена к бумажному и электронному полисам ОМС и ее обязаны принимать все медицинские учреждения. Так же номер полиса и название страховой компании занесены на чип УЭК и так же доступны для считывания при вводе пин- кода.

Как видно для использования УЭК в качестве СНИЛС и ОМС не надо развивать дополнительно ни какую инфраструктуру. Конечно наличие картридеров сильно облегчило бы жизнь сотрудников организаций, работающих со СНИЛС и с полисами ОМС, но и без них УЭК обязаны принимать. Но тут чаще всего мы сталкиваемся с закоренелым мышлением. Люди на местах привыкли работать так как их учили раньше. И перестраиваться на новый лад им очень сложно. И очень часто противники проекта приводят причины отказов принимать УЭК в качестве полиса ОМС как пример бесполезности УЭК. Но согласитесь - это несколько неправильно. Есть карта и есть законы, которые обязывают эту карту принимать и то, что люди осознанно или по незнанию их нарушают, это не минус проекта, а как раз минус администраций и конкретных чиновников в регионах, которые отвечают за выполнение законов.
Итак, делаем первую пометку. УЭК можно применять как СНИЛС и полис ОМС и со стороны федеральной власти для этого все сделано, выпущены необходимые законы, а сами данные нанесены на карту УЭК и нет нужды в дополнительном оборудовании или инфраструктуре для их считывания. Но региональные власти не могут обеспечить выполнение законов на своей территории и почему-то обвиняют в этом проект УЭК. Мне кажется это как минимум странным, а как максимум подозрительным.

Но продолжим изучать возможности УЭК.
Следующая функция УЭК - это банковское приложение ПРО100. Другими словами, карту УЭК можно использовать как обычную банковскую карточку. Это отличная от Visa и MasterCard (MC) система. И в этом одновременно и плюс, и минус. Плюсы — это независимость платежной системы от состояния международных отношений. Минусы — это невозможность использовать платежные карты за рубежом и не все торговые точки и банкоматы принимают эту систему к оплате. Правда последний минус несколько теряет актуальность применительно к небольшим городам. Так как ПРО100 поддерживается Сбербанком, то в небольших городах, где большая часть терминалов оплаты работает со Сбербанком, прием карт с системой ПРО100 может быть во всех торговых точках города. А для выезда заграницу можно оформить отдельно карту Visa или MasterCard. В конце концов ведь и паспорт для выезда заграницу у нас тоже отдельный. Да и как правило банковских карт у граждан больше чем одна или две. Ради справедливости стоит отметить, что ПРО100 использует некоторые технологии от MasterCard по лицензии. Но как противовес можно привести тот факт, что все доходы от использования системы ПРО100 остаются в России, а не уходят заграницу, как при использовании карт Visa и MasterCard. На данный момент карты ПРО100 принимают следующие банки: ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк Уралсиб», ОАО «АК БАРС» Банк, ОАО «Московский Индустриальный Банк», ОАО «Ханты-Мансийский Банк», ОАО КБ «Центр-инвест», ОАО «Банк Москвы». Это значит, что если в торговой точке стоит терминал одного из этих банков, то можно расплатиться картой УЭК. Ну и конечно доступны все другие операции как с любой банковской картой, включая доступ к интернет-банку. И еще один аргумент за использование банковского приложения, на УЭК не взымается годовое обслуживание.

Так же на УЭК при желании можно записать электронно-цифровую подпись (ЭЦП). На данный момент область применения ЭЦП не очень большая. Например, при подаче налоговой декларации через сайт ее можно подписать ЭЦП. Возможно, кто-то найдет и другие сферы ее применения. Один из аргументов тех, кто считает проект УЭК не интересным обычным пользователям, это тот факт, что для работы с ЭЦП на УЭК нужно приобретать картридер. Противопоставить тут можно один факт. Стоимость картридера сейчас от 900 руб. и купить его нужно только один раз. Сама ЭЦП и ПО для работы с ней для пользователей УЭК бесплатна. А сколько стоит ЭЦП и ПО для нее, если делать ее не на УЭК? И если я не ошибаюсь, то оплата там ежегодная.

Эти четыре функции доступны на всей территории РФ и для них, как я и говорил, не надо ни -каких дополнительных расходов из регионального бюджета. Так же за их использование не взымается плата - ни разовая, ни годовая.

Теперь еще одна функция которая доступна на УЭК - это транспортное приложение.
Карта УЭК может быть использована как проездной. Для этого на ней есть эмулированный чип Mifare Classic. В тех городах, где уже развернута система оплаты проезда с помощью карт, для внедрения УЭК в качестве проездного так же не надо ни каких дополнительных расходов из бюджета региона. Более того на базе УЭК можно объединить несколько карт для проезда. Например, для г. Санкт-Петербург уже сейчас на УЭК кодируют все виды проездных билетов для общественного транспорта, кроме электронного кошелька и льготного проездного. Но можно закодировать на УЭК и карту для проезда по ЗСД и карту для оплаты парковок в центре города (сейчас этот проект только развивается). Технических ограничений для этого нет. Но, похоже, есть ограничения со стороны чиновников. А ведь как было бы удобно, если бы все было в одной карте и при этом был удобный механизм пополнения транспортного приложения. Но административный барьер блокирует все. И ведь что интересно, вся инфраструктура уже есть, необходимо внести лишь некоторые изменения, и карта УЭК начнет работать. Так кто же виноват в том, что это не работает? Со стороны УЭК все готово. Можно брать и использовать. А со стороны администраций регионов? Аргументы о том, что на УЭК нельзя закодировать электронный кошелек или льготный проездной разбиваются о примеры прекрасной работы УЭК в этих режимах в других регионах, например в Москве и Туле.

И еще одна интересная функция, которую внедрили как минимум в одном регионе (Воронежская обл.) - это предоставление скидок по карте УЭК. Пользователь УЭК может показать карту в определенных магазинах и получить скидку. Как Вы понимаете и тут нет никаких трат из бюджета региона на развитие какой-то мифической инфраструктуры.

Ну что же, как видно при получении карты УЭК пользователь получает доступ сразу к 4-6 функциям, которые абсолютно не требуют никакого развития инфраструктуры или затрат из бюджета региона. Вся инфраструктура для применяя УЭК уже есть и работает. И эти функции доступны во всех регионах РФ.
Я понимаю, что все, что я написал до этого, было очень похоже на рекламу УЭК, но я так подробно все расписывал, чтобы стало понятно, где и как «лукавят» региональные чиновники.

Теперь хотелось бы остановиться еще на одной функции УЭК - это идентификационное приложение. По сути, только для него необходимо развивать инфраструктуру, но и тут наши чиновники не говорят все открыто. Что же представляет из себя это приложение. Это набор данных занесенный на вашу УЭК. Причем данных проверенных.
При введении пин - кода данные с карты можно использовать в различных приложениях, разработанных для работы с УЭК.
Как пример использования: в поликлинике в киоске самообслуживания. На самом деле где-то это уже используется. Но вот в г. Санкт-Петербург как раз эти киоски без такой возможности. А ведь можно было при составлении ТЗ для таких киосков учесть применение карт УЭК. Не думаю, что это сильно увеличило стоимость проекта. Но увеличило бы скорость работы и удобство работы с этим киоском. Ведь не пришлось бы вводить вручную данные полиса ОМС, адрес проживания и ФИО. Достаточно было бы ввести только пин - код и все данные занеслись бы автоматически и без ошибок. Осталось бы только выбрать врача, дату и время. Считается ли это развитием инфраструктуры УЭК? Не думаю. Во всяком случаи не на 100%. Ведь сам киоск все - равно необходимо было устанавливать. А для поддержки УЭК надо было только немного его модифицировать. Между прочим, полис ОМС есть не только в бумажном виде и в качестве УЭК, но есть еще и как пластиковая карта. И такой вариант полиса тоже мог бы обрабатываться в этом киоске.
Еще как вариант использования идентификационного приложения УЭК и платежного приложения УЭК.
Всем людям приходится платить разные пошлины, налоги, платежи и оплачивать штрафы. Для этого обычно проходят несколько этапов.
1. Ввод реквизитов куда и за что платеж.
2. Ввод данных самого плательщика.
3. Ну и наконец, ввод самой суммы
4. Оплата.
На первых двух этапах возникают проблемы с правильностью ввода и со скоростью ввода. И опять же проблема оплаты. Как сделать без сдачи.
Итак, что можно сделать. Когда человеку говорится, что нужно что-то оплатить, то в квитанции на оплату или отдельно, мы выдаем ему помимо напечатанных реквизитов для оплаты их аналог закодированный штрих кодом или QR кодом. В нем все необходимые данные для оплаты.
Теперь алгоритм другой.
1.
1.1 ввод реквизитов вручную
1.2 сканирование кода и автозаполнение нужных полей
2.
2.1 ввод данных плательщика вручную
2.2 вставляем УЭК вводим пин - код и данные автоматически заносятся в поля.
3. Вводим сумму
4.
4.1 оплата наличными с зачислением сдачи на телефон
4.2 оплата банковской картой
4.3 оплата с помощью УЭК.
Если мы идем по схеме
1.2, 2.2, 3, 4.3
То получаем:
1. Отсутствие ошибок и как результат, не надо потом обращаться в налоговую или другие службы, чтобы вернуть деньги и потом заново платить
2. Высокая скорость операции
3. Движение денег по счету карты УЭК, что выгодно банку.
Итак, в выгоде вроде все.
И опять, это никак не развитие инфраструктуры в чистом виде, ведь для реализации надо просто подправить ПО и все. Сами терминалы для таких услуг уже давно работают.

Но ведь чтобы все это работало, надо чтобы чиновники на этапе планирования это все закладывали. Но, к сожалению, те, в чьи обязанности это входит ничего не делают.

Вот для примера высказывание одного из чиновников Ростовской области:
«Между тем с 2012 года на внедрение проекта в бюджете Ростовской области предусматривалось по 18 миллионов рублей ежегодно.
— Спасибо маме и папе за мою сдержанность. Я эти деньги не спешил направлять на УЭК, они были вложены в региональные проекты, которые действительно работают и дают результат, — сообщил министр связи.»
Оригинал статьи можно посмотреть тут: http://www.donnews.ru/Proekt-universalnoy-elektronnoy-karty-v-Rostovskoy-oblasti-ruhnul-tak-i-ne-vzletev_1350
Очень интересно. Как может развиваться проект, в который не вкладывают деньги? Хорошая тактика не вкладывать деньги в проект, а потом радоваться, что не вложил деньги в не развивающийся проект.
Или вот еще из этой статьи:
«— У меня самого есть карта, но зачем она мне? — задался риторическим вопросом Лопаткин.»
И опять вроде как чиновник прав. Ведь в поликлинику он, наверное, не ходит. У него ведомственная и там полис ОМС не нужен. СНИЛС тоже, наверное, не применяет. Насчет проездного я думаю вообще можно не говорить. Да и карт банковских наверняка у него много. Так что действительно, зачем эта карта чиновникам? Выгоды с нее им нет. Пользы тоже. Поэтому, наверное, и отношение такое к карте у чиновников. Только вот забывают чиновники, что рядовые граждане живут несколько иначе чем они.

А вот уже чиновник из г. Санкт-Петербург строит планы 11 февраля 2013 года:
«В январе наш регион уже был готов к выдаче УЭК гражданам России на 86%. Это обеспечило возможность принимать заявления на выпуск УЭК и выдавать готовые карты гражданам. 100%-ное выполнение этого Плана предусматривает и другие работы по проекту УЭК, срок исполнения которых завершится в конце марта 2013 г.
С 9 января 2013 г. в отделениях Северо-Западного банка «Сбербанка России» было открыто 20 пунктов приема заявлений и выдачи УЭК. На 7 февраля таких пунктов уже 31, они находятся в 10 районах города: Калининском, Колпинском, Красносельском, Московском, Петроградском, Петродворцовом, Приморском, Пушкинском, Фрунзенском и Центральном. В течение года планируется открыть пункты приема заявлений и выдачи УЭК во всех оставшихся многофункциональных центрах города.»
Подробнее: http://uec.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/02/11/518714
А на самом деле карты получили в 2013 году в г. Санкт-Петербург около 3000 человек. А вот в 2014 году было подано еще более 3000 заявлений, но по ним карты уже не получали. Потому что денег в бюджете резко стало не хватать на УЭК. Все пункты приема заявлений от граждан прекратили работать в конце ноября 2014 года.
В бюджете на 2015-2016 год расходов на карты УЭК в г. Санкт-Петербург тоже не предусмотрено. И вроде как Комитет по информатизации и связи может направить деньги, сэкономленные от проведения тендеров по другим проектам на выпуск карт, но вот Комитет по финансам не заводит статью расходов в бюджете для этих целей.

Еще несколько аргументов, которые высказывают против УЭК.

Небольшая заинтересованность граждан в данной карте. Прекрасный аргумент со стороны чиновников. Но если посмотреть по внимательнее? Спросите ради интереса своих друзей, знакомых, родственников слышали они про УЭК и если слышали, то знают ли они какие документы может заменить УЭК и где ее можно использовать. Я не думаю, что Вы найдете много людей которые правда в курсе проекта УЭК. Посмотрите в поликлиниках, в пенсионных фондах, в общественном транспорте. Во всех тех местах, где уже сейчас можно применять УЭК без «развития инфраструктуры». Там нет никакой информации по УЭК. А если люди не знают, то о какой заинтересованности можно говорить? Но похоже политика чиновников следующая: как можно меньше информации об УЭК, как можно больше сложностей в получении УЭК (сделать мало офисов где принимают заявления на выпуск УЭК, график работы только в рабочие дни и только до 17 часов, максимально растянуть выпуск карт по времени), сократить все расходы на проект. И конечно интерес граждан при таком подходе будет стремиться к нулю.

Боязнь при потере карты УЭК потерять «все». Ну, во-первых, сразу надо отметить что карта выдается не вместо, а наравне с документами, которые она дублирует. Таким образом при потере карты УЭК Вы можете пользоваться при необходимости бумажным полисом ОМС, карточкой со СНИЛС. При потере карта блокируется и все приложения на ней тоже. После чего карта Вам пере выпускается. Но, так как и перевыпуск карты чиновники тоже осложняют таким же способом как и выпуск, у людей и возникает боязнь потери карты.

Дороговизна карты УЭК для изготовления. Себестоимость карты составляет примерно 350-400 руб. Все зависит от количества изготовляемых карт. И очень часто ее сравнивают со стоимостью выпуска обычной банковской карты, примерно 1 доллар. Очень интересное сравнение. Почему-то, когда сравнивают, скажем, два автомобиля, у людей не возникает вопроса, почему автомобиль с большим числом подушек безопасности, противотуманными фарами, парктроником, хорошей аудиосистемой и климат контролем стоит дороже. УЭК - это не банковская карточка. У нее более сложный чип и «начинка». Отсюда и большая стоимость. Ну и конечно свою лепту вносит и сам процесс производства, и объёмы производства.

Зачем сейчас выпускать УЭК, если с 2017 года ее надо будет выдавать всем, кто не отказался от нее? Тем более, что скорей всего, когда будет запущена НПС (национальная платежная система) на УЭК будут записывать не ПРО100, а именно эту систему. Тут, конечно, чиновники снова лукавят. Скорей всего они очень надеются на то, что в 2017 выпуск УЭК или совсем отменят, или опять перенесут. Правда они «забывают» один момент. Выполнение законов никто не отменял. А по закону, до 2017 года, карты должны выдаваться по заявлениям граждан. Можно, конечно, предположить, что чиновники очень беспокоятся о необоснованной трате бюджета. Но тогда почему же они делают проекты с локальными картами? В каждом регионе можно найти с десяток разномастных карт для различных целей. И на их выпуск тратят деньги и развивают маленькие локальные инфраструктурки, но от этого далеко не дешевые. И каждую такую инфраструктурку поддерживает маленькая «своя» компания которая получает за свою поддержку деньги из бюджета региона.

Отдельно хотелось бы остановиться на законодательстве. Все-таки чиновники очень грамотно прикрывают себя. В некоторых регионах в законах прямо прописано, что карта УЭК выпускается в течение 30 дней после подачи заявления. Иногда получается быстрее. Все зависит от степени информатизации региона. Срок конечно большой, но все-таки разумный. Ведь данные проверяются во всех базах. И в случаи неточностей уточняются и исправляются. Это между прочим еще один плюс УЭК. Уже были случаи, когда в процессе выпуска УЭК выяснялось, что у человека почему-то два СНИЛС. И если это выяснилось бы, когда человек пошел на пенсию, проблем бы у него было гораздо больше.
Посмотрим на законодательство по выпуску УЭК на примере г. Санкт-Петербург.
Основной закон по выпуску карт УЭК это Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В нем в статье 25 главы 6 сказано «1. Универсальные электронные карты выдаются гражданам на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года включительно, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 28.12.2013 N 444-ФЗ, от 31.12.2014 N 514-ФЗ). Как разъяснили в Минэкономразвития РФ конкретные сроки по выпуску карт УЭК должны быть прописаны в региональных законах. И в некоторых регионах так и есть. А что у нас в г. Санкт-Петербург? Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 681-133 "Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 02.11.2011). Правда в нем Вы не найдете ни слова о выпуске карт УЭК. О выпуске дубликата статья есть, а о первоначальном выпуске нет. Оказывается, в г. Санкт-Петербург карты УЭК выпускаются на основании постановление Правительства г. Санкт-Петербурга. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2011 N 1779 (ред. от 28.12.2012) "Об отдельных мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Санкт-Петербурге". В нем есть вот такой пункт: «2.1. Универсальные электронные карты выдаются гражданам на бесплатной основе уполномоченной организацией в сроки, установленные Федеральным законом.». И есть разъяснение: «1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия: Федеральный закон - Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Как интересно получается. В федеральном законе сроки выдачи не прописаны, но региональное законодательство ссылается на федеральный закон и говорит, что сроки выдачи там прописаны. Как раз эта лазейка и позволяет чиновникам выпускать карты неопределённо долгий срок, хоть месяц хоть 10 лет. Еще есть Распоряжение Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга от 25.03.2013 N 20-р (ред. от 04.06.2013) "Об утверждении Административного регламента Комитета по информатизации и связи по исполнению государственной функции по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт". В нем по идее должно быть расписано, как выпускается карта УЭК и какие временные рамки отводятся на действия связанные с выпуском карты. Но о выпуске карты в данном регламенте нет ни слова. Вот такие законы регламентируют выпуск карт в г. Санкт-Петербург.
Все это вместе, странно написанные региональные законы, «лукавые» аргументы чиновников, слабая информированность людей, и «убивают» проект УЭК в регионах. Медленно и верно.

А теперь разложите перед собой: полис ОМС, СНИЛС, все пластиковые карты (для проезда и для скидок), банковскую карту, вспомните как часто возле различных киосков самообслуживания Вы набираете свои данные вручную. Представьте, что для всего этого у Вас есть одна карта - Универсальная Электронная Карта, которую выдают в течении 2-4 недель, в случаи потери она блокируется и Ваши данные остаются в сохранности, а перевыпуск происходит в течении 2-х недель. И за ее изготовление и использование Вы ничего не платите. Так вот, все это есть сейчас. И если чиновники в регионах начнут выполнять законы и свои прямые обязанности, то все это начнет нормально работать.

Совсем забыл упомянуть еще компанию ОАО «УЭК». Собственно, чем занимается данная компания сложно понять. Изначально она должна была развивать и продвигать проект Универсальной Электронной Карты и поэтому у нее даже название такое. Но вот со временем выяснилось, что основная цель это открытие Единого центра процессинга и биллинга нефинансовых транзакций (ЕЦПиБ) и развитие опять же местечковых карт. Как пример такой карты, можно рассмотреть карту «Стрелка», для проезда на транспорте в Московской обл. Когда же начинаешь обращаться к этой компании по проблемам, связанным с картами УЭК, то они обычно отсылают к региональным властям. Ну, а те как мы уже выяснили, проект УЭК старательно «убивают». Так что компанию ОАО «УЭК» тоже можно отнести к числу тех, кто старательно «забивает гвозди в крышку гроба УЭК».

И в заключении хотелось бы еще уточнить тот факт, что УЭК и электронный паспорт это не одно и тоже. Часто чиновники говорят, что УЭК «трансформируется» в электронный паспорт, но как показывает реальность - этого не произойдет. Чтобы в этом убедиться, давайте сравним УЭК и то, что мы знаем про электронный паспорт сейчас.
Теперь пройдемся по основным функциям.

Универсальная электронная карта:

УЭК

1. Выдается с 1 января 2013 года (с 1 января 2017 года обязательна для выдачи всем гражданам РФ)
2. Выпуск карты бесплатный
3. Перевыпуск раз в 5 лет
4. Интерфейсы: магнитная полоса, контактный и бесконтактный
5. Полис ОМС
6. СНИЛС
7. Проездной
8. Банковское приложение ПРО100
9. Электронно-цифровая подпись (через контактный интерфейс) стоимость картридера для работы с ЭЦП примерно 900 руб.
10. Идентификационное приложение на карте (через контактный интерфейс)
11. Возможность использования для скидок в торговых точках.

Удостоверение личности гражданина РФ:

ЭП

1. Начало выдачи с 1 января 2017 года (в 4 регионах с середины 2015г.)
2. Госпошлина за выпуск 1000 руб (точно пока не определена, но называют такую сумму)
3. Все функции, как и у бумажного паспорта.
4. Перевыпуск раз в 10 лет
5. Интерфейс бесконтактный
6. СНИЛС
7. ИНН
8. Электронно-цифровая подпись (через бесконтактный интерфейс) стоимость картридера для работы с ЭЦП примерно 4000 руб.
9. Идентификационное приложение на карте (через контактный интерфейс)

Как видим, эти карты не заменяют друг друга, а прекрасно дополняют. Таким образом, надежда чиновников, что УЭК будет заменен электронным паспортом, скорей всего не оправдается.

Tags: УЭК
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments