el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

История Донских казаков

Донское казачество
Русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший Две книги по казачьей истории и от 1740 г. общавшийся с Казаками на Днепре, Дону и Тереке, говорит в «Летописном повествовании о Малой России»: «Когда Татары, под предводительством хана своего Батыя, в 1240 г. взяли Киев, оной до основания разрушили и всю тамошнюю страну опустошили, и был град оной со всеми облежащими местами пуст, тогда и Казаки отторгнулись от державства Российского и оставались под властию Татар».


татары в Киеве
В подтверждение этих слов Ригельман указывает и «Примечание к Татарской Родословной истории о Казаках, живущих в стране, как Татары именуют, Кипчакской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаис и Бористен, ныне же именуемых Доном и Днепром».



Эти Казаки, которых Ригельман, копируя древние источники, называет иногда Косаками, до времени «державства Российского» составляли коренное население Томаторкани. Только после смерти ее государя Мстислава Храброго (1036 г.), Ярослав киевский «покорил под свою власть Косаков,. которык прежде больше всех опасался».

Однако эти связи с Киевом оказались некрепкими. При первом появления Монголов в 1223 т. степные племена Касаков или Казаков оказались на их стороне и способствовали поражению объединенных русско-половецких сил. Русские летописи укоряют по этому поводу казачье племя Бродников и их вождя Плоскыню.

После 1240 г., когда все Восточные Славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли и Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По типу, привычкам и роду жизни Казаки мало отличались от других степных народов, переходящих из кочевого в оседлый быт. В царстве хана Бату они оказались, наравне с Половцами-Кыпчаками, своими людьми. Ставши от первой встречи с Монголо-татарами их союзниками. Казаки имели возможность беспрепятственно проживать на прежних местах оседлым военным народом. Ханы со временем поручили им надзор за отдельными участками северной и западной границ. Земледельцы же из их среды должны были доставлять Татарам плоды своих трудов. В Ипатьевской летописи сохранилась часть записи о казачьем племени Болоховцев (под № 1241 г.). Даниил Галицкий «на не болшую вражду держа, яко от Татар болшую надежду имеаху», а к тому же еще, завоеватели не тронули их городков и поручили Болоховцам «да им орютъ пшеницу и проса».


Эти новые «татарские люди» издавна были христианами, а первые ханы не притесняли инаковерующих. В 1261 г. киевский митрополит Киприан, по предложению хана Беркая, основал в городе Сарае епископию для ордынских христиан. Одно время ее центр находился в Переяславе и тогда епископы носили титул Саранских и Переяславских, но потом его. пришлось перенести назад в Сарай и епископы стали называться Саранскими и Подонскими. Богослужения в храмах совершались на церковно-славянском языке, а деловая переписка с митрополитами на языке русском.

Оседлое казачье население выставляло очередные ополчения, которые располагались на границах или принимали участие в походах на запад, но из его же среды выходили своевольные и подвижные группы, совершавшие самостоятельные набеги на соседей. Может быть, поэтому в Литве и в Польше о Казаках сложилось представление, как о племени мало зависавшей от ханов и составлявшем как бы отдельную орду.

Таким образом, все Казаки могли долгое время считаться ордынскими. Исключение составляли только те, что скрылись в горах между Кабардинцами (зто будущие Гребенцы и Горские Казаки), но иногда и они привлекались на службу отдельным ханам. Старинный русский историк Болтин пишет: «В 1282 г. Баскак татарский Курского княжения» призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими Слободы под именем Казаков». Но служба в этой области оказалась им не по душе и они ушли в Канев «к Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая часть их была породою Черкасы» (листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой то причине, бесследно исчезли). Но Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с . Кавказа. По персидской географии Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кавказа называлась «Землей Касак», а источники более поздние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте.


Дон
В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: «тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков». Без сомнения, речь здесь идет о стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы «послали в город в Черкасы».

В то время, когда баскак призвал Казаков из Пятигорья, правителем западных областей царства Золотой Орды или Дешт и Кыпчак был темник Нагай. Казаки в его войсках играли заметную роль и, по мнению казачьего историка Е. П. Савельева (История Дона), своими подвигами способствовали росту его военной славы. Современник Нагая, Грек Пахимер (История императоров Михаила и Андроника) рассказывает, что темник сумел основательно отатарить местное население днепровско-донецких степей. Там все стали носить татарскую одежду, переняли татарские обычаи, язык и все вместе стали так сильны, что легко разбили войска хана, пытавшегося принудить их к послушанию.

После Нагая, при крымских ханах Гиреях, О. К. выступают, как Казани Перекопские и Белгородские. Из них же набирались отряды охраны черноморских колоний Генуи. В уставе колоний предусмотрены их права и обязанности.



В известную эпоху такими же ордынскими можно считать и Донских Казаков. О них можно многое узнать из посланий московских митрополитов к приходам Червленного Яра на Среднем Дону (от начала XIV в. до 1560 г.). Об участии этих Казаков в Куликовской битве говорит извлечение из какой то старинной летописи, сохранявшееся в записях Вкладной книги часовни на Лубянке в Москве: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чину живущий, зовомии Козаци», выступил по стороне Московского князя Дмитрия Донского, «с радостию стретающа его со святыми иконами и со кресты, поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и приносяща ему дары от своих сокровищ, иже имяху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Запись во Вкладной книге Донского монастырях говорит и об участии их в самой битве: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к великому князю Димитрию Ивановичу Донские Казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Димитрия Иоановича в междуречьи Дону и Непрявды, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя .Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Димитрию Иоановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение агарян вручиша».



Пишет об этом и Краткая Московская летопись, которая, по словам Ригельмана, «напоминает нам, что перед сражением Московского вел. князя Дмитрия Ивановича с Мамаем, поднесена ему Донскими Казаками икона Донская». А в родословной Татарской истории он же находит: «Когда татарская сила начала упадать, то Казаки, видя, что Россияне начали явно противиться Татарам, также напали на них всеми своими силами».

Причиной этих выступлений послужили междоусобия наступившие в царстве Дешт и Кыпчак, борьба всех против всех и вытекающие из этого постоянные насилия со стороны враждующих между собою татарских улусов.

Когда начались столкновения между разными претендентами на главенство в империи, ханы особенно стали привлекать к себе на службу многие казачьи роды. Они формировали из них свои дружины и ценили Казаков не меньше, чем своих знатных родственников, огланов, князей и мурз. В XV в. О. К. составляли многочисленный социально-племенной слой в друживших между собою Крымской и Нагайской ордах. В то время как Донские Казаки вынуждены были оставить ок. 1395 г. берега своей реки, Перекопские, Белгородские, Нагайские и Азовские Казаки оставались с Татарами до прихода на северные берега Черного моря завоевателей Турок. Тогда О. К. оставили ханов, признавших власть турецкого султана, перекочевали к границам В. Княжества Литовского, а частично и к ушедшим раньше на московские «украйны» Донцам.

Это произошло в конце пятнадцатого столетия, а через полвека все они начали дружное возвращение на те днепровские и подонские юрты, которыми владели при Татарах и которые испокон веков считали своим «Присудом».

Судя по Запорожцам и всем жителям Дона, Терека и Урала, О. К., за небольшим исключением, живя среди Татар, сохранили свои Прежние внешние и духовные черты. В массе своей они пришли назад на Старое Поле христианами с древнеславянской речью, на которой все же несколько отложилось влияние татарских диалектов.



Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранящиеся приёмы. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну. Именно приобретённые в счастливые годы детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был рождён — военной службе.

Возникновение Донского казачества

12 мая 1570 года считается датой основания Донского казачества.


Герб Войска Донского
Конечно, казаки существовали и до этого дня – впервые казаки упоминаются в летописи под 1444 годом. Но тогда эти казаки были ещё не донскими, а ...рязанскими. Куликовская битва произошла на территории Рязанского княжества. Княжество это находилось на самой границе. Границей же Рязанского княжества как раз и служил Дон. А на Дону жили вольные люди, которых рязанский князь периодически нанимал для охраны границы. Кто были эти люди? Ответов на этот вопрос предлагается множество, и все они правильные. Основу Рязанского казачества составили осевшие на Верхнем Дону новгородские ушкуйники – воины из состава добровольных профессиональных дружин созданных в Новгороде для защиты новгородского пограничья и для захвата и освоения новых земель и речных путей. Сами ушкуйники часто именовали себя потомками варягов-русов, пришедших в Новгород вместе с Рюриком. В своих военных походах ушкуйники использовали тактику варягов. Слово же «ушкуй» происходит от названия парусно-гребного судна, ведущего своё происхождения от варяжских лодей. Именно на таких судёнышках воевали казаки вплоть до конца 17 века.



К ушкуйникам со временем присоединились сначала жители Бежецкой пятины, а потом стали вливаться крестьяне из Рязанской земли, которые либо были обделены землёй, либо из-за вольного нрава не могли ужиться внутри крестьянской общины. Сами казаки называли себя станичниками, а словом «казак», означающим одновременно и «беглец», и «вольный человек», их окрестили тюркоязычные ногайцы.

Временное прекращение татарских набегов, наступившее после Стояния на реке Угре, привело к резкому росту численности населения, и рязанским казакам, как и простым рязанским крестьянам, земли перестало хватать, а вниз по Дону земли были никем не заселены, но зато плодородны, степи обильны зверьём, а водоёмы полны рыбой. Туда-то и стали переселяться казаки, которых уже с начала 16 столетия стали называть донскими.

Первой донской станицей считается станица Раздорская. Именно дата её возникновения и считается отправной точкой в истории Донского казачества.



станица Раздорская

История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».
Донское казачество занимало современных Ростовской, а также части Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкии. Донские казаки были наиболее многочисленными среди групп российского казачества. Во время войн у казаков выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.
С целью захвата военной добычи донцы организовывали набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Черного морей, а также на побережье Каспийского моря. В ходе социального расслоения выделились две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам восстаниям. Голытьба была одной из главных движущих сил восстания под предводительством Степана Разина.
С 17 века русское правительство использовало донских казаков не только для защиты южных границ, но и в войнах с Турцией и Польшей.


пограничная застава

За службу выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой «легких» и более долговременных «зимовых станиц». В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав трех с половиной месячную осаду, удерживали его до 1642.


оборона Азова

Донское казачье войско участвовало также в Азовских походах (1695-1696).

Нарушение автономных прав донских казаков, запрет им принимать беглых крестьян, вызвали Булавинское восстание (1707-1709), после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии. В 1718 году фактически была упразднена выборность атаманов, а с 1754 – и войсковой старшины. После подавления Булавинского восстания до двух тысяч казачьих семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Турцию. Часть их потомков вернулась в Россию в начале XIX века.
В 1763 в России была введена обязательная пожизненная военная служба казаков. Во время Крестьянской войны (1773-1775) под руководством донского казака Е.И. Пугачева Дон был занят частями регулярной армии и окончательно утратил самостоятельность.

Принудительное переселение донских казаков на Кавказ, начатое в начале XVIII века и усилившееся к его концу, вызвало восстание пяти станиц во главе с есаулом Рубцовым (1793). В это время выросла экономическая и политическая власть старшины, получившей права русского дворянства (1798-1800). Старшина захватывала войсковые земли, принимала на них беглых из Слободской Украины и добилась их закрепощения (1796).

В 1802 территория Области войска Донского была разделена на семь округов (в 1887 выделены еще два). Положение о военной службе Донского казачьего войска, установило 30-летний срок службы казака со своим оружием и двумя конями.


атака донцов на Бородинском поле

Тяжесть службы вела к обеднению рядового казачества, что явилось причиной волнений 1818-1821 годов.

В 1818 году была образована комиссия об устройстве Донского казачьего войска, выработавшая положение 1835 года, которым был установлен земельный пай в 30 десятин на одного казака. Захват частными коннозаводчиками Задонской степи, помещичье землевладение старшины, рост населения свели этот пай к норме в 11 десятин, из них удобной земли 9,8 десятин. При этом в конце XIX начале XX века около половины казачьих семейств за долги по снаряжению на службу были фактически лишены надела, который сдавался в аренду ими или станицами. Пятую часть казачьих хозяйств относили к категории зажиточных.

В 1835 управление Донского казачьего войска было разделено на военное и гражданское, объединявшееся в лице наказного атамана. Административными центрами были Черкасск (до 1806) и Новочеркасск (до 1920).


город Черкасск

В 1875 году срок военной службы был сокращен до 20 лет: 3 года (позже 1 год) подготовки, 4 года действительной службы регулярных частях, 8 лет на льготе в боевой готовности; с 33 лет – в запасе и с 38 лет – в ополчении. В начале 20 века в мирное время комплектовалось 17 армейских и 2 гвардейских донских полка, 8 батарей, 6 отдельных сотен и 12 команд (всего 24 тысяч бойцов). Во время Первой мировой войны (1914-1918) Донское казачье войско выставило 66 конных полков, 136 отдельных сотен и полусотен, 6 пеших батальонов, 45 батарей, 5 запасных полков (более 100 тысяч бойцов).


атака донцов в I-й Мировой войне


Генеральские чины в казачьих войсках соответствовали общевойсковым



Население Дона к 1917 составляло 3,53 млн. человек, из них 42,3% казаков и 25,5% «коренных» крестьян, остальные являлись иногородними. Область войска Донского имела 134 станицы (в том числе 13 калмыцких с населением 30,6 тысяч человек) и 163 крестьянские волости со средним наделом 4,4 десятин на крестьянина. Из более, чем 12 млн. десятин земли 64,5% принадлежало казакам, 3,8% – калмыкам, 15% – помещикам, 3,9% – крестьянам, 12,8% составлял войсковой запас. В Области войска Донского была развита горнозаводская промышленность, в которой было занято до 140 тысяч рабочих.
Донское казачье войско участвовало во всех войнах России в XVII – XX столетий.



После Февральской революции на Дону было образовано «Донское войсковое правительство» во главе с атаманом Калединым, которое противостояло Советам, возникшим в Новочеркасске, Ростове и Таганроге.

После Октябрьской революции Каледин при поддержке белогвардейской Добровольческой армии захватил Ростов и Таганрог.

Но большинство казаков в это время не поддержало контрреволюционные силы. 23 января 1918 съезд фронтовых казачьих частей в станице Каменской избрал Донской казачий ВРК, который вскоре провозгласил Советскую власть на Дону. Революционные казаки и красногвардейские отряды разбили белогвардейцев и заняли Ростов и Новочеркасск. Так была образована Донская советская республика.



памятник руководителям Донской Советской Республики – Ф.Г. Подтёлкову и М.В. Кривошлыкову

В марте-апреле 1918 года в ряде станиц вспыхнули антисоветские мятежи. Красная Армия к середине августа была вынуждена уйти из Донской области. 16 мая «Кругом спасения Дона» было образовано правительство «Всевеликого войска Донского» во главе с атаманом П.Н. Красновым, опиравшимся на помощь Германии. Объявив мобилизацию, Краснов сформировал значительную армию (в августе 47 тысяч, в сентябре 65 тысяч) и в июле-октябре 1918 года предпринял два неудачных наступления на Царицын. Неудачи на фронте, поражение Германии в Первой мировой войне, нежелание казаков воевать со всей Россией предопределили крах власти Краснова.

В начале 1919 года в связи с успешным наступлением Красной Армии на Дон началось разложение белоказачьей армии. 10 января 1919 года Донская армия вошла в подчинение генерала А.И. Деникина, во главе ее был поставлен генерал В.И. Сидорин. Белогвардейцам удалось к лету того года вытеснить советские войска из Донской области, в тылу которых в марте вспыхнул антисоветский Вешенский казачий мятеж. Во время похода Деникина на Москву Донская армия обеспечивала правый фланг Добровольческой армии.



В годы Гражданской войны значительная часть казаков успела повоевать и в Красной и в белых армиях. Революционные казаки явились одним из источников формирования Первой и Второй Конных армий – наиболее боеспособных частей Красной Армии. В октябре 1919 года белоказаки были разбиты под Воронежем и Касторной, в январе 1920 года советские войска заняли Ростов и Новочеркасск, а к марту полностью овладели Донской областью. В 1920 году Донское казачье войско прекратило существование.

20 апреля 1936 года публикуется постановление ЦИК СССР о восстановлении казачества вплоть до казачьей формы и атрибутов. Это происходило в русле сталинской политики укрепления государственности, возрождения исторических русских традиций и уничтожения старой "интернациональной" гвардии большевиков-разрушителей. Укрепляя любыми способами страну, Сталин пытался вернуть России национальные ориентиры, в том числе и перед лицом набиравшего силы фашизма.

Стали создаваться и казачьи дивизии. Одной из таких дивизий – 4-ой донской им. первого маршала Ворошилова, бывшей 4-ой Ленинградской – командовал тогда ещё мало кому известный комбриг Георгий Жуков.

В годы Великой Отечественной войны в Красной армии были сформированы донские казачьи дивизии, которые приняли активное участие боевых действиях, при этом особенно отличился Пятый гвардейский Донской казачий корпус.


Тем не менее, часть казаков сражалась на стороне противника. На стороне Гитлера сражалось 94 тысячи казаков, из них 40 тысяч донских. В подавляющем большинстве это были "советские" казаки, так как казаки-эмигранты чаще всего оказывались патриотами России и не шли на сговор с германцами. Сражались донские казаки на стороне германских войск и в битве за Ростов в 1943 году. Кроме того, целые казачьи дивизии входили в состав войск СС.

Казачьи части, сражавшиеся на стороне Гитлера, были разоружены только 27 мая 1945 года – через 18 дней после официального окончания войны. По секретному договору со Сталиным все казаки и их семьи, захваченные в расположении союзников, были депортированы в Россию. Передача мятежных казаков была произведена в австрийском городке Лиенц.

В 1980-е годы началось возрождение казачества. 28 июня 1990 года в Москве собрался Учредительный Большой Круг Союза казаков, на котором участвовало 263 делегата. Атаманом союза казаков России был избран потомок донских казаков Александр Мартынов. 17 ноября того же года в Ростове-на-Дону открылся Съезд казаков Дона, атаманом которого стал сын Шолохова. Столицей донского казачества закреплен Новочеркасск. В казачьей среде стали популярны идеи превращения Дона в особый автономный регион России на базе Ростовской области, к которой должны быть присоединены части Волгоградской области России, а также Донецкая и Луганская области Украины. Высказывалась мысль о признании донских казаков в качестве отдельного народа. 15 мая 1993 года состоялось торжественное перезахоронение оскверненных останков героев Дона – генералов Платова, Орлова-Денисова, Бакланова и Ефремова в усыпальницу Новочеркасского Вознесенского собора, а также праха Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна.


Новочеркасский Вознесенский Кафедральный собор

На другой день состоялось грандиозное торжество восстановления снятого еще в 1923 г. и переплавленного на бронзу в 1933 г. памятника легендарному Атаману и основателю г. Новочеркасска М.И. Платову.



Донские казаки приняли участие в Приднестровском конфликте, защищая права русскоязычного населения республики. 12 июня 1994 г. в Новочеркасск приехал президент Приднестровской Молдавской республики Игорь Смирнов. Он вручил отличившимся казакам Дона награды: медали «Защитнику Приднестровья» и «За оборону Приднестровья».
Tags: Казаки
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments