el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

День Победы

actoris в День Победы
Вчера, когда прямо надо мной с шумом проносилась шестерка штурмовиков СУ-25, в голове снова промелькнула мысль, которую я недавно озвучивал в посте про немецкие памятники. У нас иное отношение к войне. К этой войне, и к некоторым иным войнам. Совершенно не такое, как у целого ряда культурно близких народов.

То, что для них "Вторая Мировая" - для нас "Великая Отечественная". То, что для них лишь день скорби по убитым людям - для нас еще и великая Победа. То, что для них "николи знову" - для нас "Священная война". Наши солдаты гордо стоят на памятниках в полный рост, а не рыдают над телом товарищей. Наша память - это не депрессивное нытье и многократное склонение прописной истины о том, что "убивать людей плохо", а минута молчания и грохот танков по брусчатке главной площади страны.

И ведь упрямые исторические факты никак не дадут сказать, что мы более агрессивны, что мы "любим воевать". Да ни в коем случае! Умеем - это да, тут вряд ли кто поспорит. Но удовольствия от процесса точно не наблюдается. Недаром именно Российская империя была инициатором первой Гаагской конференции. Недаром именно СССР потратил, наверное, самые крупные в истории средства на государственную пропаганду "мира во всем мире". Мы точно не какие-то идейные милитаристы и вряд ли когда-то ими были. Но тогда почему же? Почему такое разное отношение к войне?

Возможно, все дело в том, что в самой нашей культуре зашифрована некая весьма четкая "сегрегация войн". Любое массовое смертоубийство - есть зло. Человеческая жизнь бесценна. Это аксиомы, которые для нас столь же очевидны, как и для тех недалеких личностей, которые пытаются нам их напоминать. Но в нас на самом фундаментальном уровне впечатано и кое-что еще. Кое-что не менее важное.

Дело в том, что войны бывают разные. В нашей истории, как и в истории всякой большой страны, бывали и бессмысленные смертоубийства, и смертоубийства ради корыстных интересов. Но, как бы не передергивало от этого разных лицемерных "правозащитников", даже такая дикая вещь как убийство человека - может быть оправдана высокой целью. И по сути, есть лишь одна высшая цель, которая оправдывает войну. Эта цель - спасение человеческих жизней.

История этого мира не знает примеров некого "абсолютного зла". Даже самые отъявленные преступники несут в себе какое-то доброе семя. Даже самые варварские режимы имеют отдельные положительные стороны. Но порой появляется мрачное нечто, перешагивающее черту предельно дозволенного и вплотную приближающееся к "абсолютному". Порой появляются силы, которые открыто несут разрушение и смерть для всех, кто не готов склониться перед ними, а то и просто - для всех, кого они записали во "враги". Граница между подобной поистине темной силой и каким-то очередным распоясавшимся политическим режимом бывает довольно зыбкой. Но когда эта граница явно пересечена - у нас внутри словно что-то щелкает. И мы переходим в состояние "Священной войны". И эта война, в первую очередь, великий и славный долг каждого нормального человека. И лишь во вторую очередь - убийство, трагедия, и далее по тексту типовых либеральных причитаний.

В отличие от собак или обезьян, мы с детства прекрасно знаем, что каждый из нас все равно когда-нибудь умрет. Но если наша смерть остановит распространение по Земле очередных гитлеровцев или игиловцев - это будет уже не просто рядовой биологический процесс, вызывающий печаль у окружающих хомо сапиенс. Это будет еще и нечто большее, нечто меняющее целый мир в лучшую сторону.

Чья-то жизнь просто кончается смертью. И он воспитывает своих детей лишь на одной прописной истине: "смерть человека - это трагедия". Мол, как не крутись, все равно кончится всё печально... А чья-то жизнь может закончится не только обычной смертью но и Победой. Пресечением страшного зла. Спасением человечества от очередной жуткой угрозы. И мы воспитываем детей не только в духе очевидно-необходимого гуманизма и человеколюбия (которого в нашей культуре ничуть не меньше, чем в других). Мы еще и постоянно говорим о том, что есть вещи более важные, чем биологическая жизнь. Что наши погибшие деды - это, в первую очередь, не повод для рыданий, а повод для гордости. Что бомбардировщик, пролетающий над Красной Площадью может быть не только орудием мерзкого убийства. А главное, что зло (пусть и не "абсолютное") действительно существует. И каждому из нас нужно учиться его распознавать. И решительно уничтожать, если сомнений уже не остается и все иные методы исчерпаны.

Только так. Ибо если не мы, то кто?
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments