el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Мы обязательно вернемся...



продолжаю серию материалов о жизни людей, «эмигрировавших» из большого города в деревню.

Зачем все вдруг ломанулись за город? Зачем так просит городская душа хоть коттеджа в поселочке с видом на пруд, хоть дачки на «Дальних садах», хоть покосившегося дедова дома в деревне? Почему, когда селяне всеми правдами и неправдами, пытаются выпихнуть детей жить в город, городские люди начали заселять деревни?

Сегодня я хочу, как сельский житель, со стороны посмотреть на уезжающих из города.

Они бывают разные. Кто-то, продав квартиру в спальном районе, приобретает коттеджик и поселяется поближе к Воронежу, чтобы все было рядом. Городская работа, городская школа для детей, городские театры, кафе и фитнес-клубы. Зато вечером «все в домике» - за воротами коттеджного поселка, в двухэтажном строении, угнездившемся на шести сотках земли, хотя дому этому для соразмерности пристало бы иметь вокруг себя пару гектаров. Вокруг – соседские хоромы, заборы, собаки, машины, куст роз для антуража. Это, конечно, не сельская жизнь. Это городская жизнь в пригородных декорациях. Но для человека, которому надо для счастья хоть немного воли, - это уже многое. Потому что детям можно топать и прыгать даже в одиннадцать вечера, и ни один сосед не постучит снизу по батарее. Потому что в холодный сентябрьский денек можно включить свое собственное отопление, а не ждать, пока всему городу дадут тепла.

Потому что подъезд – свой собственный, никто не пишет маркером и не мочится по углам. И соседи – приличные люди, у которых хватило денег построить или купить такой же примерно домик. И ночью из окна иногда тянет прелой листвой или зеленой травой, а не выхлопом маршрутки № 68.

Кто-то уезжает из Воронежа в деревню на выходные, да еще в отпуск. Времени мало, и у таких встает выбор: либо впахивать, пытаясь за несколько дней провернуть календарь полевых работ, либо философски выпивать и закусывать, созерцая дикую, но симпатичную природу вокруг. Таким селянам выходного дня важно сменить картинку, оторваться от обычного маршрута и пейзажа. Они чем-то похожи на телефоны, стоящие на подзарядке. Вот еще пятнадцать процентов теплого ветра, клубники с грядки, тишины – и в понедельник мы опять огурцом! (С)

Третьи живут на два дома – зимуют в городе, летуют на даче или в деревне. К концу сезона становятся почти похожими на сельских аборигенов: загорелые, спокойные и отвыкшие от рекламы. В городе, через неделю адаптации, снова становятся бледными, загруженными и поспешными. Обычно на целое лето съезжают из города люди в годах, которым нужна более качественная и долгая подзарядка, а важных и неотложных дел становится заметно меньше. Еще летний вариант – для мамочек с детьми, к которым отцы семейства заявляются по выходным. То есть, село – это такая резервация для тех, кто хочет покоя. Для выхаживания потомства или проветривания старых косточек.

А теперь я буду рассказывать о тех, кто уезжает насовсем. Меняет прописку и перестает быть горожанином.

Проще всего уехать пенсионерам. В нашем обществе одобряемо и принято на старости лет прикупить домик в деревне и удалиться на покой. Растить детям и внукам смородину и кур-бройлеров. Ближе к пожилым годам у многих просыпаются спящие корни, и начинает манить малая родина. Поэтому в нашем селе можно то и дело увидеть новые лица – это те, кто здесь вырос и когда-то уехал в город, снова переселяются сюда, где бегали босиком и пугали гусей полвека назад. Их селяне считают своими, местными, даже если в селе уже никого из родни не осталось, и родительский дом давно был продан. И вот куплена новая избушка, заведены куры и посажена черешня для внуков.

Есть и молодые. Совсем юные и восторженные в село не едут, им дорога лежит в экопоселения. Бывают восторженные и среди не совсем юных, но и те в село жить не поедут: не тот антураж. К тому же, в деревне очень быстро развеиваются фантазии о том, что если в городе жизнь не удалась, то тут уж точно все получится. Как правило, в селе приживаются те, кто и в городе вполне справлялся с добычей денег и личного счастья.

Поэтому портрет нового сельского жителя выглядит так: 30-40 лет, с семьей и какой-никакой машиной.

Одинокие тоже пытаются поселиться, но в селе так же непросто без мужских рук, как без женских. Это в городе можно, вне зависимости от пола и наличия пары, нормально жить в своей однокомнатной коробочке, вызывать спецов для ремонта всего на свете, питаться в кафе или приносить корм из супермаркета по соседству. Тут совсем иначе: ближайший магазин за 4 км, кафе отсутствуют как идея, а дому и земле руки нужны всегда, каждый день и в любую погоду. Нанять домработницу или помощника по хозяйству – целое дело, и я потом отдельно расскажу, почему. Поэтому одинокие не приживаются: или находят пару, или уезжают и превращаются в селян по выходным.

Итак, подавляющее большинство из молодых переехавших – с высшим образованием, городской профессией и вполне социально реализовавшиеся. Спрашивается – чего им в городе не сиделось, и зачем они переехали от своего горячего водоснабжения и 3G Интернета в село, где ближайший рекламный щит за 40 км?

Я расскажу вам, что мы тут нашли, в нашем селе в 80 км от Воронежа. Еще расскажу, чем мы, поуехавшие, зарабатываем на жизнь. И как к нам относятся местные. И в чем вообще смысл жизни в русской деревне в ХХI веке. Все это будет в следующих колонках, потому что эта колонка кончилась, а мне пора собирать пустырник: скоро отцветет. Продолжение следует.

ТЕКСТ: Ирина Мальцева

Бытует мнение, что духовно и возвышенно в деревне жили только Пушкин и Толстой, и то наездами. Остальные темные люди будто бы пробавляются балалайкой и телепередачей «Дом два». Увы или к счастью, все давно не так.

В деревне у всех решен вопрос с хлебом, то есть, никто с голоду не помирает. Даже самые малообеспеченные, если что, сходят в огород или в погреб, - у всех закрома (читайте "Заготовки на зиму – необходимый навык в деревне"). Поэтому всех интересует вопрос зрелищ. Как простой сельский житель обходится без бурной культурной жизни, которая так и кипит, например, в Воронеже?

А по-разному обходятся. Коренное местное население на концерты и выставки сроду не рвалось. Зато они поют сами. Вчера, проезжая по улице под бесконечным мелким дождем, гляжу – сидят кружком тетки и ведут на четыре голоса народную песню. На них водичка сыплется, а они поют! Не выдержала, остановила машину и стала слушать. Дальше поехала, улыбаясь: красиво-то как.

А в клубе у нас – духовой оркестр местными силами. Нашелся энтузиаст, собрал по селам остатки медных труб, и дает теперь джазу с молодняком. Да, это сельский джаз. Да, они не все знают, кто такая Элла Фицджеральд. Зато они играют сами. А маленькие дети самозабвенно лепят пластилиновые мультики, потому что в селе действует крошечная мультипликационная студия (да, ее создали «понаехавшие» силами своих детей - и уже взяли пару призов на фестивалях).

Когда человеку не хватает культуры, он ее создает.

Посмотрим теперь подробнее на культурную жизнь понаехавших, то есть, тех, кто жил в городе, а потом перебрался в деревню и там укоренился. По совпадению или не случайно, но большинство из понаехавших – люди с высшим образованием. То есть, в анамнезе у каждого привычка ходить по концертам, выставкам и фестивалям имеется. Как же мы спасаемся без духовной пищи, без симфонической музыки и 3D – кинематографии?

Легко. Чтобы добраться из нашей захолустной сельской окраины прямо до «Спартака» на автомобиле, уходит один час пятнадцать минут. Чтобы попасть к «Пролетарию» из Отрожки по пробкам, нужно примерно столько же. Так что при желании все, кто жаждет культурно приобщиться, прыгают в машину, иногда с друзьями-соседями, и мчатся в город. Поэтому нет, мы не обделены кинематографом и балетом.

Некоторые наши переселенцы каждый год ездят по разным фестивалям, от музыкальных до ремесленных. Была бы охота, - выбрался на трассу и вперед. Другие не пропускают ни одни рок-гастроли. Лично мы периодически возим детей в кино и на игротеки, а сами с удовольствием ходим послушать какую-нибудь арфу или волынку. Собирались метнуться в Москву, посмотреть цирк «Дю Солей», но отложили.

Если жажда культуры не утоляется гастролерами, можно поехать и за границу. Октоберфест вот носу. А самое приятное, что загранпаспорт получить в районном паспортном столе гораздо, гораздо проще, чем в Воронеже. Видели бы вы безлюдье того паспортного стола…

Но странствия не очень занимают нас. Чем дольше живешь в деревне, тем приятнее, когда музыка, изобразительное и народно-прикладное искусство вплетаются прямо в жизнь. Поэтому раз в неделю желающие собираются и учатся народному пению у одной из «понаехавших», она в этом хорошо понимает. При этом мы поем песни именно той земли, где живем: когда-то их тут и записывали этнографы и фольклористы. В другие дни, по настроению, мы плетем из лозы и осваиваем прядение. Не для русской духовности, а потому, что за окном разрослась ива, а осенью линяют огромные пушистые собаки, и шерсть надо же кому-то прясть.

Иногда деятели искусства приезжают к нам сами. С инструментами. Потому что это наши друзья, и им интересно побывать в нашей глуши. И, конечно, непременно бывают концерты и кинопоказы (режиссеры тоже заезжают, ага).

Однажды приехал волынщик из Москвы Сергей Романенков. Когда проезжали по холмам, с которых открывается вид на долину Дона, он попросил остановить машину, молча достал кофр, собрал свою волынку, вышел на обрыв и заиграл. Тягучие шотландские мелодии, о красоте озер и холмов. Видимо, это был его способ сказать: «Красота-то какая!».

А мы долго потом вспоминали, как густо и полно звучала настоящая шотландская волынка над нашими холмами.
Tags: домик
Subscribe
promo el_tolstyh март 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments