el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Советская Кругосветка в горящем океане. 26 ноября 1941-9 декабря 1942.

После падения Одессы было принято решение перебазировать нефтеналивной флот из Черного моря на Дальний Восток. Караван состоял из танкеров "Сахалин", "Варлаам Аванесов", "Туапсе" и ледокола "А. Микоян" .

Проход через Босфор и Дарданеллы исключал секретность операции.Эгейское море и греческие острова,столь ныне любимые нашими туристами,Родос,Хиос,Милос и т.д. контролировали итальянцы.

Танкер "Варлаам Аванесов" был потоплен вражеской(или британской???) подлодкой в Средиземном море 19 декабря 1941 года. Танкер "Туапсе" погиб 4 июля 1942 года у мыса Сан-Антонио рядом с Кубой,торпедирован немецкой субмариной,погибли 10 советских моряков.

"Сахалин" прибыл во Владивосток 9 декабря 1942 года,"Микоян" прибыл в Провидения 9 августа 1942. Помимо всего прочего,советские танкера "Туапсе" и "Сахалин" обеспечили топливом союзников во время проведения совсем неизвестной у нас Мадагаскарской десантной операции.

5 мая 1942 британские союзники, заправив корабли и самолеты советским топливом, высадили десант на Мадагаскаре и всупили в бой с французским гарнизоном,оборонявшим остров, прежде всего базу в Диего-Суаресе.Французов поддерживали японские подлодки. А мазут был наш. Вот такой вот исторический разворот.

"В 1941 году на судостроительном заводе в Николаеве был построен и спущен на воду линейный ледокол "Анастас Микоян". Начавшаяся война не дала возможности использовать ледокол по прямому назначению, и он стал выполнять функции вспомогательного крейсера, защищая в составе маневренного отряда одесский плацдарм.

А когда этот плацдарм перестал существовать, ледокол перешел в порт Батуми, и его командир — капитан 2-го ранга С. М. Сергеев получил приказ: "Разоружить ледокол и готовиться к переходу на Дальний Восток через пролив Босфор". Может возникнуть вопрос: почему в условиях военного времени необходимо разоружать ледокол? Дело в том, что из Черного моря через пролив Босфор в то время разрешался проход только безоружным кораблям.

Уже перед самым выходом в опасный рейс С. М. Сергеев получил дополнительные указания: "Корабль ни в коем случае противнику не сдавать, а в случае необходимости — затопить".

25 ноября 1941 года "Анастас Микоян" вышел из Батуми к проливу Босфор. Этим же путем и одновременно с ним из Черного моря уходили танкеры "Сахалин", "Туапсе", "Варлаам Аванесов", которые получили указание следовать с грузом в Стамбул и после разгрузки осуществить прорыв через Эгейское и Средиземное моря к Суэцкому каналу для дальнейшего перехода во Владивосток.

Шли только ночью, без ходовых огней, а в светлое время суток прятались в небольших заливчиках и бухтах каких-либо островов, стояли, притушив котлы, чтобы не выдать себя дымом от труб.

При подходе к острову Родос ледокол был обнаружен итальянскими фашистами. Вскоре над ледоколом появился самолет-разведчик, а со стороны острова были замечены двигающиеся к ледоколу два торпедных катера. На ледоколе прозвучали звонки громкого боя. Боевая тревога! Но чем отбивать атаки?

Нагнав ледокол, торпедные катера пошли рядом. "Анастас Микоян", не снижая скорости, продолжал следовать прежним курсом. И тогда с ближайшего катера в мегафон запросили: "Чей корабль? Следуйте под нашим эскортом в Родос".

Видя, что ледокол не снижает скорости и идет прежним курсом, с катера открыли огонь из пулеметов по ходовому мостику, рулевой рубке, надстройкам. В первую же минуту был ранен рулевой М. Русаков. Матроса отвели в лазарет, а на его место стал Г. Молочинский.

Когда катера то с левого борта, то с правого начали выходить на угол торпедной атаки, С. М. Сергеев буквально метался по рубке, следя за их маневрами и меняя курсы. Разъяренные безуспешностью торпедных атак, фашисты снова открыли огонь из крупнокалиберных пулеметов и пушек. На ледоколе вспыхнул пожар. Один из снарядов попал в бензиновый бак судового катера, и он вспыхнул.

Над ледоколом появился гидросамолет. На бреющем полете он выпустил пулеметную очередь, а затем, развернувшись, ушел вверх. И тут все увидели, как на парашюте медленно спускается сигара. Это был особый вид торпеды. От точки приводнения она кружит по спирали и поражает цель наверняка. С. М. Сергеев понял, что, если продолжать идти вперед, катастрофы не избежать, и приказал рулевому: "Право на борт!"

Этот маневр спас ледокол — торпеда прошла мимо. Точно так же удалось уклониться и от атаки второго гидросамолета. Дым горящего дюралевого катера и наступившая темнота дезориентировали врага, и ледокол, имея полный ход, скрылся в темноте южной ночи на пути к английской военно-морской базе Фамагуста. После короткой стоянки в этом порту ледокол последовал в порт Хайфа, где ему предстояло стать в завод для ремонта котлов, механизмов, а также устранить полученные от обстрела повреждения.

После Хайфы ледокол "Анастас Микоян" последовал дальше по назначению. В Провидения ледокол прибыл 9 августа 1942 года. Спустя несколько дней "Анастас Микоян" уже проводил по трассе Северного морского пути караваны. Правительственное задание было выполнено."

Tags: флот
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments