el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Православная церковь. Взгляд светского человека.

actoris

В нашей жизни нередко бывают ситуации, когда два достаточно близких человека порознь знакомятся с одним и тем же предметом. Но, в результате, их оценки этого предмета оказываются совершенно противоположными.

Чаще всего, тут играют свою роль два фактора:

Во-первых, наблюдатели могли подойти к предмету с разных сторон. Например, один мог зайти в ресторан с парадного входа, и вполне насладиться пищей и уютом. А другой мог подойти с черного, хозяйственного хода, и наблюдать лишь серые стены, да чумазых гастарбайтеров, выносящих отходы с кухни.

Во-вторых, наблюдатели могли значительно отличаться по своему жизненному опыту и личным пристрастиям. Один может обожать итальянскую кухню, преобладающую в этом заведении. А другой - вообще на дух не переносит любой общепит, и кушает только дома. Он когда-то сильно отравился в привокзальной забегаловке, и этот опыт впечатался на всю жизнь.

Лично я очень не люблю оказываться в положении человека, который пришел в ресторан с черного хода, и сразу сделал исчерпывающие выводы.

Когда я с кем-то значительно расхожусь во взглядах на какой-то предмет, то, первым делом, я пытаюсь понять причины такого расхождения. Ведь от этого должны зависеть дальнейшие действия.
  • Если я смотрю на вопрос однобоко, то мне надо плотнее знакомиться с опытом и аргументами противоположной стороны.
  • Если противоположная сторона смотрит на вопрос однобоко, то мне надо плотнее знакомить её со своим опытом и своими аргументами.
  • И, наконец, если причина расхождения – в личных вкусах, то… о вкусах не спорят. Верхом маразма и бескультурья будет постоянная демонстрация презрения к тем, кто ваши вкусы не разделяет.
Эти немудреные мудрости приходят мне в голову всякий раз, когда я наблюдаю очередной поток антицерковных постов в блогосфере. Даже если не учитывать сомнительных персонажей с пустыми журналами и штампованными комментариями... Даже если не учитывать некоторых «профессиональных блоггеров», которых поглотило журналистское мышление: «больше скандалов – выше рейтинг»… Все равно, остается изрядное количество людей, которые при виде любой околоцерковной новости – взрываются потоком проклятий: «ЗАО РПЦ!», «мракобесы!», «ПГМ!», «как надоели эти лицемеры!», «хватит лезть в нашу жизнь!», и так до бесконечности.

Естественно, мне хочется понять, почему мои представления о церкви – радикально расходятся с представлениями этой разъяренной массы. Мне нетрудно абстрагироваться от своего личного мировоззрения, и посмотреть на церковь как бы со стороны, учитывая лишь свой рациональный опыт. Посмотреть глазами абсолютно светского человека. Даже при таком взгляде, я не вижу ничего, что могло бы вызывать ненависть к этому социальному институту.

Что «хорошего» делает церковь, с точки зрения нормального светского человека?

1. Объединяет в единое сообщество людей с религиозным складом характера. От того, что церковь вдруг исчезнет, эти люди (а счёт тут идет на миллионы человек) никуда не денутся. Просто, вместо цельной и стабильной системы, имеющий многовековой опыт взаимодействия с обществом и поощряющей лучшее, что есть в человеке – будут мелкие секты и группки, в том числе и явно деструктивного толка, а-ля «Белое Братство» и «Аум Синрикё». Будут трехэтажные суеверия, будут астрологи и экстрасенсы... наконец, будет ислам, в котором сейчас присутствует опасный, куда как более высокий «радикальный потенциал». Пытаясь опорочить и ослабить одно религиозное объединение, мы лишь открываем путь другим. И не более того.

2. Занимается социальной деятельностью. О масштабах благотворительности в РПЦ – мало кто может судить адекватно (хотя бы потому, что никакая статистика не сможет учитывать повсеместные личные усилия священников по организации помощи для малоимущих семей и социальных учреждений). Но даже то, что общеизвестно – уже ставит её наравне с крупнейшими благотворительными фондами.

3. Содержит и оберегает немалое количество памятников материальной культуры всенародного значения. Тысячи храмов, древних икон, росписей и книг – это не шутки. Охранять, поддерживать необходимый микроклимат, а иногда даже осуществлять мелкую реставрацию… Набегают огромные суммы! Музейные работники меня поймут. Если бы всем этим занималась не церковь, а государство – это било бы по карману налогоплательщиков. По вашему карману.

Что «плохого» делает церковь, с точки зрения нормального светского человека?

А ничего.

Все то, что выдвигается в качестве каких-то «глобальных претензий» - не стоит и выеденного яйца.

Все претензии к внутреннему состоянию церкви, по идее, не должны касаться человека, которому «религия принципиально не интересна». Собственно, большинство этих претензий и происходят от отсутствия серьезного интереса к теме. Нет интереса – значит, нет и знаний. Нет знаний, значит: «ага, патриарх – монах, а у монаха не должно быть собственности». Ну конечно, со стороны ведь видней! Но интересно, для кого тогда в церковных канонах расписан вопрос личных архиерейских имений? Имения, понимаете! Не часы какие-то… В общем, желание покритиковать внутренние «косяки» в какой-то чуждой тебе сфере, как правило, порождено элементарным невежеством. Крайне слабым знакомством с критикуемым предметом.

Но, может быть, есть «плохое», которое выплескивается в наш, светский мир?
«Плохое», которое мешает нас спокойно жить?

Может быть, церковь «влезает в нашу жизнь»?

Конечно, влезает. Но не больше, чем любой иной пласт человеческой культуры. Например, музыка. Кто хочет – слушает и насаждается. Кто не хочет – не слушает. К слову, я знал пару человек, которые музыку вообще не любили. Никакую. Современная попса их раздражала, симфоническая классика – навевала скуку, и т. д. Но никто из них не доходил до такого уровня маразма и фанатизма, чтобы возмущаться тем, что музыка пронизывает все наше общество. А ведь пронизывает, ещё как! В учебных заведениях – музыка, на телевидении – музыка, и даже гимн страны – музыка…

Несмотря на все истерики «прогрессивной общественности», даже пресловутое «проникновение религии в учебные заведения» - никому, абсолютно никому не мешает. Никого не принуждают «учить православие». Каждый выбирает сам, может ли это быть интересно ему, или его детям. Никто же не орет о «проникновении» в школы и ВУЗы - секций бальных танцев, или кружков КВН.
Это вне основной учебной программы.
Это для тех, у кого есть такая потребность.
Расслабьтесь.

В общем, странная картинка получается, согласитесь?
Именно при таком, сугубо светском, постороннем взгляде.

     Есть некое мировоззрение. Которое не содержит ничего разрушительного, которое призывает людей «стремиться стать чище и добрее», как в той песне. Которое требует любить своих ближних, а в решении проблем всегда «начинать с себя». Работать над собой, вместо того, чтобы проклинать судьбу, правительство, жидомасонов, и всех окружающих.
     И есть люди, которые этого мировоззрения придерживаются. Люди, как люди. Конечно, среди них есть и преступники, и святые, и твердолобые фанатики, и великие мудрецы. Как и везде. Как и во всем нашем большом и неравномерном мире. Но в большинстве-то своем, это обычные, добрые люди!
     Сообщество этих людей –  православная христианская церковь. Русскоязычную часть этого сообщества - возглавляет Московский патриархат. Его роль в нашем обществе - скорее положительна. Это описано выше.

Внимание, вопрос. Как же можно это сообщество ненавидеть?

Нет, ну серьезно! Даже стоя на позиции равнодушного агностика я не могу понять, что плохого есть в церкви. Хорошее – есть. Нейтральное, не касающееся меня – есть. Что плохого? Да почти ничего. Чем церковь мешает мне, или моему народу? Да абсолютно ничем.

Тогда в чем же дело? Почему моя оценка этого предмета так сильно расходится с оценками воинствующих антиклерикалов? Если вернутся к началу статьи, то здесь есть всего два варианта:

1. Или мы подходим к предмету с разных сторон, и видим разные элементы общей картины. Тогда вопрос разрешим с помощью просвещения. Но просвещение невозможно в принудительном порядке. Критики должны сами дойти до очевидной мысли, что, прежде, чем бороться, - стоит серьезно ознакомиться с самим объектом борьбы.

2. Или же… мои оппоненты просто нездоровы. То, что для нормального человека – особо не обсуждаемая «разница вкусов», для них - повод для отвращения и ненависти. У них попросту «ортофобия», болезненная концентрация на православной церкви.

Если верно первое утверждение, то… всё сложно. Разный ракурс наблюдения – это всегда большая проблема. Помните, как было в знаменитой притче про слона и слепцов? Один трогал хвост, и думал, что слон – это веревка. Другой трогал ногу, и думал, что слон – это колонна... Но ведь не все же вокруг полные слепцы? Некоторые из людей всегда обладают более фундаментальными представлениями о предмете, не так ли? Возвращаясь к примеру с рестораном, кто-то видел заведение во всей красе, а кто-то – лишь побывал на заднем дворе. И, отправляясь в поход по злачным местам, стоит ориентироваться на мнение первых, прежде всего.

Так вот, в случае с Церковью, как с большой и сложной структурой, очевидно, что самые полные, фундаментальные представления о предмете должны быть у того, кто предмет изучал. Не просто прочитал десяток-другой научно-популярных статей, а именно изучал: годами напролет, комплексно и внимательно. Угадайте, в какой среде больше таких, «изучивших предмет»: в церковной, или светской? Риторический вопрос, конечно.

Если же верно второе утверждение… то всё  грустно. Нездоровых, нервных людей стоит только пожалеть. Можно, конечно, попытаться как-то помочь им обрести душевное равновесие, утешить добрым и ласковым словом. Но полным решением проблемы, в любом случае, должен заниматься квалифицированный врач… Впрочем, у современного человека намного больше фобий, чем можно себе представить. Кто-то боится одиночества, кто-то - начальника, а кто-то - конца света в нынешнем декабре. «Ортофобия» - лишь еще один штрих к этой привычной картинке.

И, все-таки, я искренне надеюсь, что фобия – не универсальное объяснение.

Что вышеприведенный «первый вариант» - встречается чаще, и что большинство антицерковно настроенных личностей – просто заблуждаются. Что их злоба – продукт элементарной необразованности и непонимания. Что, когда-нибудь, они повысят свой уровень знаний в этой области достаточно, чтобы не презирать верующих. А те из верующих, которые сейчас платят им той же монетой – смогут быть настолько христианами, чтобы не опускаться до глупой ответной ненависти. И тогда, хотя бы в этой сфере, у нас будет мир. И люди, родившиеся в одной культуре, и говорящие на одном языке - перестанут ненавидеть друг друга из-за разницы в убеждениях.

Очень хотелось бы.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments