el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Владимир Бортко: «За что отмщение? За измену!»

iskra0000 в Владимир Бортко: «За что отмщение? За измену!»
Интересное в блогах и ЖЖ:

Оригинал взят у 3d_shka в Владимир Бортко: «За что отмщение? За измену!»
Автор - adpilot. Это цитата этого сообщения

Владимир Бортко: «За что отмщение? За измену!»
 

Беседа с известным кинорежиссером, народным артистом России...
15.05.2017
Владимир Бортко: «За что отмщение? За измену!»

Владимир Владимирович, как себя чувствуете в этом году? Ведь это год 100-летия революции…

– Нормально себя чувствую. Размышляю над вечными русскими вопросами – что делать, кто виноват, куда и зачем идем?..

Вы начинаете работу над новым фильмом, о чем он?

– О том, что на наших рубежах идет война. Война за русских, за русский язык. С теми, кто не любит всего этого и хотел бы превратить русских черт знает в кого. Кто они такие, не знаю, не украинцы, это уж точно. Я вообще не приемлю разделения Украины и Белоруссии с Россией. Есть один русский народ, в котором различают юго-западную и западную ветви. Если сейчас проверим генетическим маркером сидящих в этом кафе, то у всех обнаружим ген – Р1, А1. Распространен он в России, Украине, Белоруссии и Польше. Если посмотрите, генетическую карту Европы, то эти страны окрашены одним и тем же цветом. С генетической точки зрения, это один и тот же народ. К слову сказать, моей фамилии - Бортко полтысячи лет, она белорусская, и происходит мой род из деревни Саковичи, расположенной где-то рядом с Литвой.

Какой литературный материал лежит в основе нового фильма?

– Книга Проханова «Убийство городов»: события примерно трети фильма происходят в среде либеральной общественности в Москве, а основное действие – в Донбассе. Это новый жанр для нашего кино, потому что по событиям, которые происходят сейчас, у нас редко делают кино. Две главные мужские роли исполнят Владимир Меньшов и Алексей Чадов. У Проханова главный герой один – старый писатель Кольчугин, который хочет поехать на войну, но не может, и его постоянно точит мысль – «Если бы я был молодым…». Я воплощаю прохановское мечтание – у меня два писателя, молодого – Рябинина играет Чадов, который участвует в военных действиях. Причем, Меньшов, прочитав сценарий, сказал: «Я должен здесь сниматься, это не просто фильм, это – поступок».

Конечно, не всем нравится то, что будем снимать, фильм уже четыре раза закрывали. На подготовительный период истрачено 10 млн рублей, а всего потребуется 490 млн. Военное кино – дорогое удовольствие.

Покажете военные действия?

– Еще какие. Расстрел ополченцев и много чего другого. Это будет невероятный фильм-скандал, у каждого героя есть прототип, все будут узнаваемы на экране. У нас даже ВВП примет участие, вначале – в хронике сам, а потом в сцене, где разговаривает со старым писателем в своем кабинете, его будет играть актер.

А можно узнать, что сталось с фильмом о Сталине?

– Этот проект закрыли, потому что тема еще опаснее, чем «Донбасс». Мне предложили сделать Сталина на 70 процентов «плохим», и на 30 – «хорошим». Я не согласился, сказав, что в моем фильме он будет таким, как был, лучшим руководителем России на 100 процентов.

В отношении Сталина мы не сойдемся в цифрах, сказали вы в одном интервью, что имели ввиду?

– То, что цифры жертв сталинского режима бездоказательны. Сравните хотя бы это: в период с 1921 г. по 1953-й в России было расстреляно 360 тыс. человек, а в тюрьмах сидело чуть более миллиона. Сейчас же у нас одномоментно сидит миллион человек.

О революциях: как известно, в России были Февральская и Октябрьская революции, но и Октябрьская революция после 1924 года сильно отличалась от первоначальных идей. Троцкий хотел сделать из России спичку для поджигания мирового пожара, страна для него была не интересна. А пришел Иосиф Виссарионович и сказал, что Россия – национальное государство, и все стало по-другому. За что еще не любят Сталина – он ликвидировал всех, кто стрелял по-настоящему – Ягода, Ежов и другие палачи. Их потомки не прощают ему этого. Ну вот про Берию: он пришел в 1939 году и выпустил две сотни тысяч человек из неволи. А кто создал атомную промышленность и сделал много всего другого? То, что происходило, было очень похоже на Петра Первого и Меншикова...

Трудно все это воспринимать, в головы людям вкладывалось совсем другое.

– Когда человек находится на таком посту, в такое время, предъявлять ему морально-этические требования можно весьма условно. Из истории знаете, что Кромвель в Англии во время буржуазной революции перебил полстраны, а памятник ему стоит напротив Вестминстера. То же самое во Франции: с одной стороны, Марат, Робеспьер, а с другой, памятник Людовику – и это нормально. А Сталин за 30 лет поднял страну из ямы на вершину. Это не Никита Сергеевич сделал, который просто присутствовал, когда запускали спутник. А кто его делал, этот спутник?..

Но самое главное завоевание Советской власти – это культурная революция. Из 82 процентов неграмотных крестьян что у нас было через 30 лет? Вы не помните, как в метро все читали толстые журналы? А советское кино… Расцвет культуры, как ни странно. И где все это сейчас?.. Самое главное в том, что государство было ориентировано на развитие человека, ведь смысл построения электростанций заключался не в том, чтобы их просто построить, а в том, чтобы был свет, и люди могли читать книги. В этом было великое завоевание революции.

И это резко отличало нашу революцию от буржуазных. Они имели разные векторы движения. Лозунг буржуазной революции – «Свобода, равенство, братство», но суть – главное деньги, остается той же. И вдруг все слышат: «Давайте будем делать человека лучше» – лозунг Октябрьской революции. Поэтому невозможно объединить Февральскую и Октябрьскую революции в одну, что предлагают иногда сделать. Февральская революция – типичная буржуазная революция, другое дело – что из нее вышло. А Октябрьскую можно сравнить с зарождением христианства и мусульманства, это новое направление в человеческой жизни, в истории человечества. И все эти идеалы, думаю, возродятся, дайте срок, сейчас мы в подполье, в скиту, скитаемся в поисках смысла жизни, но все равно выйдем наружу. И социализм непременно придет в мир, и не обязательно у нас первых. Швеция, например, уже сейчас живет в обществе, очень похожем на социалистическое. О Китае я и не говорю.

Возможно ли возвращение к вашему фильму о Сталине?

– На моем веку, думаю, нет. А вообще правдивый фильм о Сталине обязательно снимут. Уверен.

В прокат вышла ваша драма «О любви». Героиня, студентка питерского университета, встретив банкира Сергея, уходит от мужа-профессора, потому что понимает, что в жизни, оказывается, есть любовь... Рассказывая журналистам на пресс-конференции о новом фильме, вы заметили, что сценарий пролежал под сукном более десяти лет. Владимир Владимирович, вы что-то меняли в нем, когда начали снимать кино?

– Единственное, поставили титр, что дело происходит несколько лет назад, потому что есть сцена в казино. В нашей истории в какой-то степени используются мотивы знаменитейшего романа Толстого «Анна Каренина», а также пьесы Ибсена «Карточный домик». Нора уходит из дома, осознав, что живет во лжи, и ее муж и родственники не стоят того, чтобы быть с ними вместе. Но самое главное, мне хотелось рассказать о женщине с сильным характером, которой очень непросто жить в окружении слабых мужчин. Мужчины в нашей картине слабее, чем героиня, профессора-китаиста играет Алексей Чадов, а банкира – Дмитрий Певцов. Они не способны ответить на те чувства, которые есть у Нины (Анна Чиповская), а она живет надеждой на это...

Сильный мужчина, каков он, по-вашему?

Тот, который отвечает за свою женщину при всех обстоятельствах. Во всяком случае, так считалось у нас в первой половине прошлого века, а я оттуда. И пусть женщина считает себя умнее, лучше, но ты все равно за нее отвечаешь, чего в начале картины герой Чадова не делает, хотя любит Нину, как и в финале картины. Но скрывает чувства за нелепым «договором об отношениях», который выработал. То, что случается с ним в конце, полностью разрушает этот «договор».

«Мне отмщение и аз воздам» - эпиграфом к фильму вы взяли слова, которые Толстой поставил к «Анне Карениной» - за что отмщение?

– За что отмщение? За измену! Не обязательно супружескую, за нарушение моральных норм. Хотите вы того или нет, это произойдет. Если говорить о пользе для юношества, она в этом и состоит: что бы ни случилось, но отмщение будет. Можно броситься под поезд, как Анна Каренина, можно просто продолжить рутинную жизнь, что сделала в фильме Нина. Как ни странно, в наших условиях это почти одно и то же... Но, как бы печально это ни смотрелось, польза от этого есть.  

Мне дорога моя героиня, потому что она цельная натура. Она бросает мужа-профессора, потому что он предлагает ей рацио вместо чувств, начинает говорить о каком-то «договоре», по которому они должны жить, но выясняется, что чувства – это совершенно другое. Нина думает, что нашла человека, адекватно ее воспринимающего, но, оказалось, нет, и, что удивительно, когда я показывал кино своей группе, на 90 процентов состоящей из женщин, мужчины были на стороне Нины, а все женщины сказали: «Ну и стерва, переступит через любого!» Каким-то будет мнение зрителей…

Вы довольны актерами?

Мой папа, театральный режиссер, говорил мне, что в начале спектакля про героев знает все постановщик, а к концу – актеры. Так что лучше отойти и смотреть, что они будут делать. Я так и поступил в этом фильме. А вообще актеров могу сравнить с музыкальными инструментами: одна скрипка – Страдивари, а другая – изготовлена на пятой мебельной фабрике. Музыка вроде одна и та же, только звук другой, поэтому даже в заданном рисунке все можно сделать по-разному. И я счастлив, что имел дело с актерами, доставившими мне удовольствие.

Такое внимание уделено эротическим сценам…

– Обойти этот вопрос было невозможно, зрители должны были увидеть эту бомбу, которая взорвалась в ее жизни. Это чувство, которое изменило ее жизнь. Важно, что снимала эти сцены оператор Елена Иванова, отталкиваться мы решили от скульптур Родена, от его «Поцелуя» и «Весны».

Музыка в вашем фильме звучит совсем не лирическая.

– Композитор Максим Дунаевский - замечательный мелодист, пригласил его в надежде на красивую мелодию. Он написал, но, когда мы поставили музыку под титры, оказалось, что с фильмом она не монтируется. Автор три раза переписывал, пока не получилась то, что отражает состояние героини.

С оператором Еленой Ивановой снимаете третий фильм, как сложился тандем?

– Этих трех фильмов – «Завещание. Петр Первый», «Душа шпиона» и «О любви» – не было бы, если бы не Елена. «Душу шпиона» снимали в Лондоне, одно удовольствие. Жаль, что фильма никто не видел. Что касается картины «О любви», я благодарен Елене за операторскую работу, но она еще и продюсер. Эти профессии редко сочетаются, будем и дальше сотрудничать.

Многие считают, что вы сняли картину, которая резко отличается от того, что вы делали раньше.

– Считаю, ничем не отличается, так как снята в точности по моей заповеди – покажи, что происходит у человека внутри, когда он переживает бурные события. «Идиот», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» – именно об этом. И даже «Тарас Бульба», казалось бы, эпос, история прежде всего о том, что чувствует человек, когда его предает родной сын. Которого он должен теперь убить. Даже «Петр Первый. Завещание» – о том, что происходит внутри у этого великого человека, почему он ведет себя так – на протяжении 40-летней жизни в кино для меня продолжается одна и та же история. Надеюсь, и на фильме «О любви» зал поймет, что происходит внутри у героев артистки Чиповской или Чадова. Сложный финал у нашей картины. Ей хорошо, нашей героине? Нет. А кому хорошо? Никому. Как и в романе. Но Толстого никто не обвиняет...

Неожиданно, конечно, было увидеть, что Нина изменяет своему банкиру со старым мужем…

– Спросите, зачем она это делает? Чтобы убить в себе любовь. С чувством, которое не находит ответа, жить невозможно. Но вообще-то это все жизнь, ну кто живет по правилам, кто может сказать: надо так и не надо эдак? Никто, потому что жизнь многообразна, она поворачивает тебя так, как ей нужно. Ты пытаешься плыть в этом русле, выбирать тот берег или этот, но то, что вокруг тебя, иногда бывает сильнее, чем ты.

Как выбирали имя для героини, Нина – звучит несовременно?

– Думал, как бы назвать, чтобы, с одной стороны, звучало по-русски, а с другой, была не Маша и не Наташа. И выбрал: Нина – прекрасное имя, в переводе с греческого – «ласковая», с ассирийского – «царица», а с языка народа кечуа, жившего в Андах, – «пожар». Его носили героини Лермонтова и Чехова.

Вас не обижает, когда фильм называют мелодрамой?

– Нравится – называйте. Вообще-то это драма в чистом виде, а зрители их терпеть не могут, обожают мелодрамы. Такое я снимал раньше, например, детский фильм «Без семьи», где ребенок ищет маму. Типичная мелодрама. Вообще этот жанр не изменился со времен немого кино.

И финальный вопрос: с чем можно сравнить любовь, Владимир Владимирович?

– Любовь сродни сумасшествию.

Беседу вела Нина Катаева

Специально для «Столетия»

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru



Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments