el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Краткая история русофобии

danube_diary в Краткая история русофобии
Оригинал взят у kaysyn в Краткая история русофобии




В свете того, что на мировую сцену вытаскивается идеология русофобии, в рамках которой русским предуготовляют роль «новых евреев», новых «недочеловеков», необходимо, хотя бы поверхностно, знать и понимать историю становления идеологии русофобии, ее содержание. Прекрасно эту историю, по моему мнению, изложил научный сотрудник Института славяноведения РАН, ведущий сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Борисович Неменский в своей статье «Русофобия как идеология».

«Русофобию, на мой взгляд, можно рассматривать не просто как неприязнь к России и русским, но как довольно цельную идеологию, то есть особый комплекс идей и концепций, имеющий свою структуру, свою систему понятий и свою историю генезиса и развития в западной культуре, а также свои типичные проявления.

Наиболее близкий аналог такой идеологии – это антисемитизм, имеющий свои конкретные исторические формы. Примерно до XI века отношение к евреям в Европе было довольно терпимым. Это было связано и с позицией официальной Церкви, имело своё богословское обоснование. Однако в XI–XIII вв. отношение к евреям на Западе резко изменилось. В евреях стали видеть слуг дьявола, их обвиняли в похищении христианских младенцев и ритуальных убийствах, осквернении причастия, в подготовке заговора против христиан и т. д. С конца XIII века встречаются факты изгнания евреев из городов и целых стран.

Есть основания видеть основной источник этих идей в регионах Средней Германии. Уже во второй половине XIX века он был осмыслен в понятиях расовой теории, приведя в скором времени к масштабным геноцидным практикам.

Представляется, что в случае с западным отношением к России и русским мы имеем дело с явлением подобного же рода. В связи с этим необходимо сформулировать общие критерии выявления русофобии, которые могли бы применяться не только в области науки, но и в сфере государственного законодательства, ведь противодействие распространению русофобии и в России, и в остальном мире – политическая задача, значимость которой уже трудно отрицать.

Русофобия как идеология сложилась в XVI веке, и это было связано главным образом с польским военным проникновением на восток, на русские земли. Польша как территориально самая близкая к России католическая страна исторически была основным источником информации о русских для Западной Европы. Кроме того, с XIV века Польша стала проводить активную наступательную политику на русских землях. Годы Ливонской войны стали временем активного «открытия» Западом Московской Руси и утверждения основных форм её образа на Западе. Развитие печатного дела позволяло издавать большими тиражами многочисленные сочинения о Московии, её быте и нравах, которые распространялись по всему Западу. Это была сильнейшая пропагандистская кампания, направлявшаяся Польшей и Католической Церковью, которой Россия ничего не могла тогда противопоставить. Массовое появление брошюр «разоблачительного», то есть диффамационного характера о русском народе и его обычаях, Московском государстве и его правителях превратило Московию в сознании западных обществ в анти-Европу, страшную и очень опасную страну, соединяющую в себе все известные пороки человеческого рода.

1558-1583. Moscovite atrocities in Livonia, XVI century. Зверства московитов в 16 веке на территории Ливонии (Лифляндия — территория современных Латвии и Эстонии)


К XVII веку поляки резко отделили Россию от Европы, защищая идею о её азиатскости, то есть ориентальности. Ориентализация ставила в активную позицию в отношении «Востока» – его надо окультуривать, нести ему порядок и просвещение. Так, к началу XVII века была разработана польская колониально-аннексионная идеология в отношении Московского государства. А большая польская эмиграция на Запад в XVIII–XIX вв. распространила и утвердила эти взгляды среди культурных и политических элит других западных народов.

Постепенно сложился специфически европейский комплекс идей о России. Утвердилась единая система понятий, знаков, символов, метафор и определений, через которые стало принято описывать Россию и что-либо русское, – и всегда это имело радикально негативную оценку. Задаваемые стандарты описания и можно обозначать термином «русофобия». Эта система взглядов в почти неизменном виде существует в западной культуре до сих пор.

Итак, русофобия – это западная по происхождению идеология, утверждающая злую природу русского народа. Согласно с нею русский народ наделяется некими уникальными свойствами, обусловливающими его тягу ко всему низменному. Русские представляются не способными ко всему тому, что составляет человеческое достоинство у других народов, и это объясняется генетически и культурно-исторически. Логика русофобии основана на противопоставлении русского и европейского как дурного хорошему. В связи с этими свойствами русские как народ видятся принципиально враждебными Западу, а Россия – как сущностно иная, чуждая цивилизация.

Русофобский образ состоит из ряда идеологем, которые стабильно воспроизводятся из века в век. Согласно ему, русские – это народ, не способный к самоуправлению и потому вожделеющий рабского состояния. Форма правления в России – всегда тирания, подразумевающая абсолютную власть правителя и слепое ему подчинение. На основе этих характеристик построены целые исторические концепции. Согласно им, русская «культура тирании и рабства» обусловлена сочетанием византийского Православия и татарского деспотизма. Таков в целом русский образ в западной культуре: это большая страна, во всём обратная цивилизации, населённая рабским народом, нелюдьми, слепо подчиняющимися всевластным правителям, страна повсеместной жестокости и насилия, агрессивная в отношении всего остального мира, желающая его подчинить и уничтожить всё доброе на земле. Это «Империя Зла» – очень точная формулировка западного восприятия России. Для самого Запада русофобия является основой для чувства превосходства, а оно само по себе требует постоянного самоутверждения.



Капитуляция московитов. Стефан Баторий под Псковом (Художник Ян Матейко, 1872. Национальный музей, Варшава)


При разговоре о русофобии нельзя обойти такую тему, как русская русофобия. Есть неплохое слово для её обозначения – самоненавистничество. Это явление стало обсуждаемым в русском обществе ещё в первой половине – середине XIX века. Тогда появились и активно позиционирующие себя самоненавистники, и их критики. Главнейшее свойство русского самоненавистничества – это, выражаясь словами А.С. Пушкина, «нежная любовь» к другим народам.

Русская русофобия является, конечно, специфически местным явлением, но напрямую связана с русофобией западной и является её прямым перенятием. Именно по мере восприятия российской интеллектуальной средой русофобских идей формируется самоненавистничество. Со времени активного проникновения польской культуры в высшие слои русского общества (вторая половина XVII века), а потом и петровских практик отправления дворянских детей учиться на Запад в России сложился необычный тип русского культурного человека, как бы отчуждённого от своей культуры в пользу западной.

Ещё одной вариацией русофобии является украинский национализм. Тотальное отрицание русскости неминуемо привело к появлению идеологий, предлагающих русским людям отказ от русской идентичности и традиции в пользу нового суррогата, имеющего радикально прозападные основания. Украинство – это прямое логическое продолжение русофобской идеологии, только в местном приложении и в форме национализма. Благодаря этому украинство несёт в себе все основные идеологемы русофобии – неславянское происхождение «москалей», отрицание исторического и этнического единства Руси, противопоставление украинцев россиянам с наделением последних всеми возможными негативными характеристиками, утверждение злой природы российской государственности как извечно агрессивной и жестокой и т. д.

Надо с сожалением констатировать, что русофобская информация уже стала частью самосознания и информационной среды современных русских. В результате можно сказать, что русскому самосознанию свойственно сильное чувство затравленности. У русских сейчас нет господствующего позитивного самообраза, что делает их очень зависимыми от внешних оценок. Соответственно возникает и болезненная зависимость от русофобских отзывов со стороны.





Русофобская идеология – это явление, которое требует тщательного осмысления и активной борьбы. Необходимо проводить глубокое изучение её источников, характера, проявлений и последствий. Последнее время в российском обществе нередко обсуждают т. н. «клюкву» – стереотипные образы русских, воспроизводящиеся в западной культуре. Однако то, что существует на народном уровне, должно иметь соответствие и в серьёзной государственной политике, в деятельности крупных общественных организаций.

Россия должна продумать стратегию своего присутствия в западном информационном пространстве, создать систему своих каналов влияния, тактику работы с русофобией. Давно назрела идея создания русской Антидиффамационной лиги (подобной той, какая существует у евреев). Практика борьбы с антисемитизмом, зарекомендовавшая себя как очень успешная, показывает и образцы работы с русофобией.

Нужны специальные научные организации, занимающиеся мониторингом и изучением русофобии. Такие организации могли бы отслеживать информационную активность русофобов, разоблачать их заявления. Уже не раз совершались попытки организации чего-то подобного, но опыт ясно свидетельствует, что без серьёзных денежных вложений такие инициативы не могут быть долговечными.

Требуется добиться осуждения русофобии на международном уровне. После Второй мировой войны был осуждён антисемитизм, а русофобия – нет, хотя русских тогда пострадало никак не меньше, да и идеологические основы для уничтожения русского населения в Третьем рейхе были весьма основательными. Но проблема была не только политической – у нас не было самого концепта русофобии как идеологии. В 2005 году ООН приняла очередную резолюцию против антисемитизма. Было бы очень важным добиться и принятия подобных документов по русофобии.

Работа с соотечественниками за рубежом должна касаться и русской правозащиты. По сей день русских за рубежом почти никто не защищает. В Европе и США нет русского лобби, и потому ни у кого нет и потребности проводить самоцензуру своих русофобских высказываний.

Нужна правовая оценка любых актов русофобии, необходимо ввести определение русофобии в законодательство России, обеспечить защиту населения от её проявлений. Противостояние русофобии может стать частью национальной идеологии.

Русофобия – явление, возникшее одновременно с возрождением русской государственности в XV–XVI веках и по сей день не имеющее серьёзных преград к развитию и распространению. Наоборот, существует обратная политкорректность, способствующая русофобским высказываниям.
Это положение дел надо менять».


Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments