el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Славянское Единство 2017, Клинцы.

taravarma в Славянское Единство 2017, Клинцы.
В 2014 году фестиваль "Славянское единство" лишился своего постоянного места проведения, с той поры и кочует по городам и весям близ границы. В этом году фестиваль приехал в Клинцы. Мы его ждали.



Генеральная репетиция, оказывается, была не вчера, а сегодня утром.  В 10  утра  школьники уже стояли вокруг трибуны, а с трибуны звучала торжественная речь. Присутствовали и зрители.  Предполагаю,  родители этих детей в белых формах.



Несмотря на то, что до официального  открытия мероприятия оставалось почти два часа, улицы были уже перекрыты.



И машины скорой помощи уже стояли в ближайших дворах.



И не только скорой помощи.  Вот ещё такие помощники приехали.



Людей на центральной улице  очень много для  субботнего утра.  Октябрьская непривычно свободна от  машин.



Меры предосторожности. Охрана осматривает сумки.



Лотки тоже выставлены заранее. Ко вчерашним шатрам добавилась целая улица столиков с  разными товарами.  И торговля уже идёт.



Наконец, репетиция закончилась и дети идут по Октябрьской. По обеим сторонам улицы - зрители. И те. кто сопровождает колонну детей (наверное,  снова родители), и случайно в этот момент вышедшие  по своим обыденным делам люди.



Там, ниже по улице - памятник воинам и вечный огонь. В программе было заявлено возложение цветов и памятных венков.



Представители власти.



Церковь не осталась в стороне от этого мероприятия. Почётный гость - епископ Гомельский и Жлобинский Стефан.



Тем временем на центральную городскую площадь подтягивается народ.  Всякий-разный. И зрители, и выступающие.



Подтянулось  много.  Про этот случай и говорят - "яблоку негде упасть". Когда фестиваль проходил на Монументе Дружбы, народу бывало ещё больше. Но там много места, целое поле - есть где разгуляться. Когда я услышала, что в нынешнем году планируется проводить фестиваль в Клинцах на центральной площади, то очень удивлялась, неужели маленькая городская площадь провинциального городка будет способна вместить всех гостей? Однако, она вместила. Было бы гостей чуть больше - ну не знаю, не знаю. Не уверена, что хватило бы всем места.



Флаги трёх республик. Да. украинские флаги тоже стоят  вдоль площади.



Но на самой площади только две группы флагов - российские и белорусские. Украина официально не принимает участия в фестивале.



Гости - белорусская делегация.



Официальное начало мероприятия.  Эта же речь звучала и во время  утренней репетиции. Ощущение  формализма не покидало.  Всё действо выглядело, как  праздник по команде.  Произнесённые казённые речи усиливали впечатление.  "Номенклатурщина" - вспомнила или сама придумала это слово?
Тем не менее, в речах звучало:  "мы - Украина, Россия и Беларусь - единое целое". И эти слова искренне нравились.


"Нынешний фестиваль посвящён детям!" - сказали со сцены.
Провалили праздник!  - подумали мы, -  Решили на детях выехать.
Мы махнули рукой на речи и на детей, которых организаторы, наверное, измучили во время бесконечных репетиций, да ещё и сегодня утром, и ушли на ярмарку.  Ярмарка нынешний год хотя и меньше, чем прежние, но тоже была  довольно интересная.



За маленькими  иконками очередь. Удивительно, неужели их в церковных лавках нельзя купить? Только на ярмарках?



У мастеров очередей нет, но торговля тоже идёт хорошо, бойко.


Ещё иконы.

Цветочные венки на голову.  Женщины смотрят,  всем нравится. Услышав цену, многие отходят.  400-500 рублей за венок на пластмассовом ободке - это слишком праздничная цена.   Особенно для провинции.  Я тоже отошла.


О, хохлы приехали! - мы обрадовались. Хоть кто-то от них  приехал. Около парней с молотами - толпа.  "Монетный двор" предлагает сковать  каждому "счастье". Или "удачу". Или "богатство".  Выбирай заготовку, получай свежевыкованную, специально для тебя, монету!
Вы из Чернигова? - интересуюсь я.
- Из Полтавы! - отвечают парни.
Ничего себе, Полтавщина-то не близко, однако приехали.



Мастер "по металлу". Здесь чеканка и гальваника -   исторические сцены и... снова иконы.



В детской части фестиваля - "планеты".  Поэтов:



Планета Художников. На этих стендах может потренироваться любой желающий.



Планета Умельцев:



На "планете умельцев" встретили  стенд Новозыбковской художки.  В Новозыбкове очень хорошая художественная школа! Я б сама в такой занималась.  Это - ткачи. Преподаватели.


А это ученицы-кукольницы из той же школы.  Рядом гомельчане делают глиняные скульптурки..


Снова планета художников. Только это уже настоящие маленькие художники.



Столы и стенды  вперемешку,  российские школьники и белорусские.




А это уголок Беларуси.  Гербы городов,  макеты кремлей, куклы в национальной одежде.



Площадка для фотографирования:



Ух, какая  книжка!  "Это дети делали сами, вместе с  преподавателями" - объясняет девочка у стенда.  Гомельчане. Книги о древних мифах, о Даждь-боге, о Стрибоге.   В Беларуси вообще тематика древней веры  очень популярна.  О древних богах пишут книги, рассказывают в передачах, с ними можно познакомиться даже в городских парках.



Символ Гомеля - рысь.



Стенды изрисованы.  Поэты продолжают читать стихи.



У операторов хорошие места.



Это уже не планета, а целое созвездие.  Маленькие звёзды  выступают на сцене, сменяя друг друга.



Фольклорные коллективы сменяют  ансамбли  современной песни.



Недалеко выступают взрослые местные коллективы.  Вот эту группу было слышно издалека.  Подойдя к ней.  я очень удивилась,  думала, увижу группу "Иван-Царевич", очень уж похоже было исполнение и сама песня. Но нет,  это оказался какой-то местный коллектив. Следующая песня была на байкерскую тему. Солист хорошо пел, но  текст был адским кошмаром, и мы быстро покинули эту площадку.
Мой  муж тоже отметил, что первая услышанная нами песня была исполнена в стилистике и манере  группы  "Иван-Царевич".



Вообще я пыталась отыскать одну пожилую  женщину, которую встретила накануне на рынке.  Она была на рынке в синем концертном фольклорном платье, у неё на шее висел матюгальник (не знаю как правильно называется эта штука), который проигрывал душевно исполненную песню, в ней были  примерно такие слова: "пойду налево - там сестрица-Украина, смотрю направо - там сестрица-Беларусь".  Я спросила у той женщины, что это за песня.   Дама представилась, назвала своё имя, откуда она. Сказала, что это её собственная песня, написанная специально к фестивалю.  У неё в руках были диски с её песнями, и она предложила мне свой диск.   Как нарочно, у меня была сумка с рыночными покупками, в сумке помидоры, огурцы, свёкла...  И куда же мне этот диск положить? Так я подумала и спросила её. будет ли она завтра на фестивале?  Конечно! - Ответила женщина, ведь она приехала из этого своего города (я забыла, то ли Воронеж, то ли Волгоград) специально на праздник!  И вот эту женщину я пыталась найти.  Настолько мне  понравилась её песня.  Но синего концертного платья нигде не было видно.  Я даже думала, может, её не пустили с этими самодельными дисками?  Или наоборот, её песни понравились очень многим людям, и  она уже продала все диски? А может, даже, она продала их вчера. и сегодня она пришла на праздник в обычной одежде, а не в своём ярком концертном платье?  А можеТ. просто слишком много народу, чтоб разыскать одного незнакомого человека.

Я ходила по всем площадкам и рядам, разыскивая эту женщину.  Увидела много прекрасных людей, изготавливающих и продающих прекрасные вещи, но ну женщину так и не нашла. И забыла её имя.

Этот ткацкий станок я углядела "со спины".  На нём - рушник с легко узнаваемыми ветковскими  мотивами.  "Вы с Ветки?" - окликнула я мастерицу.  "Ветковский район! - ответила она.  Очень приятно, здравствуйте, Ветковский район!



На станке могут пробовать ткать все желающие. Мастерица помогает и немножко учит.



Это ткачество на бёрдо.   Белорусские пояса.   Некооторые очень похожи на черниговские, кажется, что  легко спутать.  Да нечего тут путать! Это и есть - черниговские, или полесские,  называть можно как угодно.  Долгое время гомельщина была уездом черниговской губернии, и кстати, здешние места - тоже издавна черниговщина. Поэтому народные костюмы здешних местностей, Гомеля, Чернигова  -  во многом схожи.



Аисты - символ Полесья. Куда ж мы без аистов?



Разгар праздничной торговли, а Брянская ярмарка закрыта.  Продавцы скучают, уткнувшись в смартфоны, покупатели смотрят издалека. Видит око, зуб неймёт.



И чиновники-то, кажется. устали уже ждать, когда же откроют они свою ярмарку?  Не знаю в чём дело, но  единственная площадка с неразрезанной ленточкой - Брянская ярмарка.



На большой сцене меж тем  выступления следуют одно за другим.   Здесь тоже народные  песни  чередуются с песнями Добронравова.



Звучит Арго, танцуют - все!  И даже те, кто за сценой ждёт своего выхода.  Арго, по-моему, одна из лучших песен всех времён и народов.  Эти люди в концертных костюмах, кажется, со мною согласны.



Очередной коллектив на сцене.  Вообще после официальной части концерт проходит хорошо, бодренько.  Дети тоже не  подвели.  Дети, артисты  и ярмарка сделали праздник, который поначалу рисковал превратиться в скучное "мероприятие".



Кто-то у кого-то берёт интервью.



Ещё один микрофон.  Скучает.



Куклы в национальной белорусской одежде. По губерниям и уездам.


На этом же стенде - аутентичная одежда. Ещё довоенная. Но одежда не продаётся, это - личная коллекция мастерицы-кукольницы. Только посмотреть, купить нельзя. Кюстюмы Могилёвской области.


А вот и сама мастерица. На ней т.н. "гомельский" наряд. Вышиванка похожа на  украинскую, да?  Вот об этом я и говорила чуть выше.  Мой муж не из тех, кто может вот так  взять и пройти мимо этого стенда.  Дело в том, что мой супруг всерьёз увлекается изучением народного костюма, и (вы, скорее всего, не поверите!)  у него даже есть своя  небольшая коллекция кукол в народных одеждах разных местностей России.  Конечно, он застревает около этой женщины надолго. Они разговаривают о костюмах, смотрят  альбомы,  а я брожу рядом  одна.

Мастерицу зовут Анна Ивановна Серафимович, она из Жлобинского района.  У неё великолепные работы, костюмы кукол выполнены с исторической  достоверностью и детально проработаны.



Брожу по белорусской ярмарке. Валенки. Несезонное, но приятное приобретение. Продаются практически на  крыльце  мэрии.



Ещё поделки мастеров.  Мне здесь больше всего грибы понравились. Хотя не самая тонкая работа на этом столе. Душевные они, как валенки.



Люлька :)



Ленину одиноко.  Вот где надо встречаться, если "вы потерялись".



Скоро праздник кончится, а Брянская ярмарка всё закрыта.



На другой стороне дороги - все подряд.  Заезжие "купцы" и местные. Вот мои земляки.



Чернигов! - подумала я. Это же их стиль.



Ну точно, Чернигов!  А, нет, Россия, как пояснил мальчик. Надо же, вот тебе и импортозамещение.  Ну да, вон  хохломской мотив на  скатерти.



Наш местный производитель со своим товаром.  Кстати,  затишенскую воду я люблю, хоть она и в пластике.



А это другой местный производитель. И тоже со своим товаром: два автокрана, трактор и ещё какая-то мощная штука на тяжёлых колёсах.  Неожиданно.  Постояла рядом, погордилась. Хотя и хотелось спросить - как продажи?



Белорусская еда. Не продукты, а именно еда.  Купить, сесть и съесть.  Так я и думала, маловато шатров.  Из-за нехватки большие очереди. Мы планировали пообедать у белорусов, но стоять в очереди совсем не хотелось. Нам до дома пять минут прогулочным шагом. Решили - быстрее дома чай попить, чем здесь дождаться.



И пошли домой.  Артисты везде. И на сцене, и за сценой. и просто по улице идут навстречу.



Стилизованные сценические костюмы выглядят очень ярко на улице.



У нашего переулка вот какая машина стоит.  Военные тоже участвуют.



В этом магазине - лучшие плюшки. У сети своя пекарня, но сегодня  у них странно пустые прилавки.
- Наверное, вся выпечка уехала на ярмарку? Но мы вас там что-то не заметили! - говорим мы продавщице.
- Нет!  - отвечает продавщица. Оказывается, утром  машины не смогли пробиться из пекарни в магазины. Я ж говорю, город-то с самого ранья перекрыли.  Вот так сказался фестиваль на некоторых местных бизнесах.
- А на фестиваль не поехали? - интересуемся.
-  А на фестиваль надо было раньше ехать, место занимать. Сегодня там всё уж занято.
И я  вспомнила, как нам торговцы рассказывали про Три Сестры - там места с вечера занимали. Может, и здесь такая же история была.  Поэтому мы взяли "вчерашние" пирожные, и чай пили дома с ними.



Чай - дело быстрое. И мы снова на концерте.  Вот эти "Барыню" зажгли, так зажгли.  Вся площадь танцевала. Мои ноги тоже  пытались что-то изобразить, но я стеснялась.



К четырём часам открылась Брянская ярмарка. Очень вовремя, через час закрытие.  Не могу не показать экспозицию бежицкого хлебокомбината. Пробиться к прилавку было сложно, очень много желающих на продукцию Бежицкого комбината. Пустили сквозь очередь только сфотографировать, за покупкой  не пустили бы.



У них и рог изобилия есть!



Мы там стоять не стали. У нас их продукция часто бывает, а вот натуральное мороженое - никогда! Поэтому совершенно без очереди в соседнем ларьке  мы купили мороженое. Без очереди, наверное, потому что цена для нашей местности не слишком  гуманна.  Думаю, брянские предприниматели не были рады такой задержке с открытием, скорее всего, много товара у них осталось нераспродано.  В целом праздник удался. но этой части площади не повезло.  Перемудрили что-то чиновники. Могли б ленточку вовремя разрезать.  Мороженое оказалось очень вкусным.



Призрак в чёрных доспехах -   тоже товар.



А вот и производитель:   ИК-6 УФСИН.
Ещё раз. Неожиданно.


Кажется, эта мастрица не рада  сегодняшнему дню. Или устала.



Экспозиция гомельских пекарей.  Здесь можно фотографироваться.  Больше всё равно у них делать нечего, булки все проданы.


Праздник закончился, только у гетьманского монетного по-прежнему толпятся желающие сковать счастье. Кузнецы мощно куют счастье всем желающим, а себе - хорошую выручку.  Представляю, как они кувалдой намахались.


Дело близится к завершению.Вот уже полиция покидает  площадь. Три флага, стоящие рядом,  как в прежние времена, всё равно радуют. Но это лишь эмоция, ведь те времена уже не вернутся.



Люди расходятся.
- Как здорово! Можно вас сфотографировать?
- Можно! - отвечает женщина и  угощает баранками. Это гомельский сувенир! - поясняет она.



- Спасибо!



А Путина не было. И патриарха не было.  Обманули слухи.
Приезжал самый главный гомельский священник.



Он и проводил литургию, освящал новые купола строящегося собора.



Купола, к сожалению, не слишком вошли в кадр. Они там, в кузове.



Всё. Эмоции от праздника остались хорошие.
Но мысли...Сказать откровенно, в целом Клинцы вытянули, но как вытянули? Великолепно, если говорить про городской праздник. Или про областной. Но как празднование межреспубликанского масштаба фестиваль очень сильно "сдулся". А он не мог не сдуться. Во-первых, фестивалю не хватает третьей сестры - Украины. Да и не дело это, такому большому празднику неприкаянно бродить по райцентрам да по разным сёлам. Ну и понятно, что сделать событие федерального уровня было очень сложной задачей для администрации маленького городка. Представляю, как они устали, и дети, и организаторы. Большое им спасибо!

UPD: по подсчётам полиции, праздник собрал около 35 тысяч человек.
Для сравнения. Последний фестиваль, проведённый на стыке трёх границ у Монумента Дружбы, посетило около 60 тысяч человек. Это был "довоенный" 2013 год.

Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments