el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Ещё те атомные "перцы" из Подольска

zavodfoto в Ещё те атомные "перцы" из Подольска
В городе Подольск, что в Московской области, расположено ещё одно уникальное предприятие относящиеся к атомной отрасли нашей страны. Между прочим, на всех атомных станциях, построенных в СССР (включая зарубежные в таких странах, как Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Восточной Германии, Финляндия) установлено то или иное оборудование завода. Сегодня ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) - специализируется на производстве теплообменного оборудования высокой сложности для атомной и тепловой энергетики, нефтехимической и газовой промышленности. Кстати, финальная сборка уже знакомой нам реакторной установки «РИТМ-200», предназначенной для суперсовременных ледоколов, проходит именно здесь.




2. Главные проходные завода


Подольский машиностроительный завод был основан по личной инициативе В.И. Ленина в связи с острой необходимостью восстановления железнодорожного транспорта в стране на площадке недостроенного кабельного завода. 2 мая 1919 года из ворот предприятия вышел первый отремонтированный локомотив серии Щ-61. После принятия первого пятилетнего плана заводу был поручен выпуск продукции для нефтехимической промышленности. В 1931 году он был переименован в КЭС («Крекинг-электровозостроительный»), в том же году завод изготовил первый в СССР крекинг-аппарат. Кроме того, в 1930-е годы предприятие выпускало узкоколейные паровозы, промышленные и рудничные электровозы, железнодорожные платформы, буровые станки, тюбинги для московского метро, а также корпуса бронетехники - БА и танков Дыренкова, танкеток Т-27 и плавающих танков.

3.


4. 8 апреля 1939 года по просьбе рабочих заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе, и он стал называться "Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе".


Во время Великой Отечественной войны завод был переориентирован на военное производство, в частности, ремонтировал танки Т-34. К октябрю 1941 года завод производил до 14 бронекорпусов в сутки для Т-40 и до 15 броневых корпусов для Ил-2. После войны, 21 декабря 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 3150-952сс «Об организации строительных управлений НКВД СССР № 859 и 865», согласно которому в Подольске воссоздавался Машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗиО). Ему предписывалось выпускать нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности. Ещё одно постановление СНК СССР № 229-100 сс/оп «О проектировании и подготовке оборудования Горно-обогатительного завода» от 28 января 1946 года положило начало работам по созданию первого промышленного реактора на Урале.

5.


16 мая 1950 года принято постановление о строительстве Обнинской атомной электростанции. Заводу поручено участие в этом проекте практического использования атомной энергии для производства электричества под руководством И. В. Курчатова и Н. А. Доллежаля. 27 июня 1954 года осуществлён запуск первой в мире АЭС. В 1957 году на заводе началось производство парогенераторов ПГВ-1 и вспомогательного оборудования для первого блока Нововоронежской АЭС. Это была первая реализация горизонтального парогенератора с вертикальными цилиндрическими коллекторами теплоносителя. На его основе были разработаны ПГВ-3 для второго блока НВАЭС, ПГВ-4 с несколькими модификациями для серийных АЭС с ВВЭР-440 и ПГВ-1000 для блоков АЭС с ВВЭР-1000. Всего на ЗиО было изготовлено более 200 парогенераторов для АЭС с ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. В 1970-х годах завод выпускает уникальное оборудование для АЭС с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350 и БН-600: корпуса реактора, промежуточные теплообменники «натрий-натрий», парогенераторы. Одним из выдающихся проектов стало изготовление подвесного однокорпусного парового пылеугольного котла Т-образной компоновки для Берёзовской ГРЭС. Его производительность 2 650 тонн пара за час на закритические параметры.

С 2007 года завод входит в холдинг «Атомэнергомаш» - энергомашиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом». После этого работы у него сильно прибавилось.

6. На переднем плане днище корпуса реактора


Сегодня ЗиО-Подольск - это одно из крупнейших энергомашиностроительных предприятий России, который производит различные сепараторы-пароперегреватели, подогреватели высокого и низкого давления для системы регенерации паротурбинных установок, подогреватели сетевой воды, теплообменники различного назначения, ионообменные фильтры и фильтры-ловушки, блоки, детали и опоры для трубопроводов, баки, блочную съёмную теплоизоляцию, выпарные установки, системы контроля металла корпуса реактора и другое оборудование для атомных электростанций. Оборудование с маркой «ЗиО» работает более чем в 50 странах мира.

7. Обечайка с патрубками, рядом Камаз для понимания размера этой штуковины.


Строительство атомного ледокола - это крайне сложный процесс, в котором очень важна тесная координация между изготовителями различных узлов и элементов. Всего в кооперации принимают участие 15 предприятий. Что касается атомной тематики при изготовлении РУ РИТМ-200 - проектировщиком и комплектным поставщиком изделия, а также изготовителем ряда важных элементов силовой установки, выступает АО «ОКБМ Африкантов», на нём мы уже были: https://zavodfoto.livejournal.com/5980182.html. Изготовление же корпуса реактора и финальная сборка проходят как раз на заводе «Зио-Подольск».

8. Токарно-карусельный станок


Весь процесс производства РУ РИТМ-200 проходит примерно за 27 месяцев. На протяжении этого периода будут проведены 682 технологические операции, плюс к этому его не меньше чем 70 раз проверят на качественные характеристики. Перед нами же схема изготовления лишь корпуса реактора, который делают здесь, в Подольске. Вкратце, весь производственный процесс тут можно разделить на следующие основные этапы: Отливка заготовок и производство обечаек (так, для справки, общий вес всех заготовок составляет 547 тонн), Механическая обработка отверстий фланца под установку кассет парогенератора, Антикоррозийная наплавка (общая продолжительность процесса наплавки – 8 месяцев), Сварка кольцевого шва (4-5 дней, на это примерно уходит 600 кг наплавленной металлической проволоки), Приварка патрубков и термообработка (на это уходит примерно трое суток), Замыкающий шов, т.е. соединение двух корпусов и далее сварка швов под флюсом и наплавка на зону швов, после чего идёт приварка гидрокамер (это удовольствие длится 20 дней, толщина каждого сварного шва – 82 мм), и наконец Производство и сборка внутрикорпусных устроиств и крышки реактора. После окончательной проверки его можно отгружать.

9.


10.


11. Участок антикоррозийной наплавки деталей коруса РИТМ-200


12.


13.


14. Четырёхкоординатный горизонтальный фрезерно-расточный станок.


15. Одна из деталей корпуса РУ РИТМ-200 для ледокола "Сибирь".


16. Здесь осуществляется механическая обработка отверстий фланца. Время обработки лишь одного отверстия порядка 39 часов.


17. Участок чистой сборки РИТМ-200


Напомню, РИТМ-200 - это новейшая реакторная установка для головного атомного ледокола «Арктика». Установка включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Такой мощности вполне хватает, чтобы обеспечить жизнедеятельностью небольшой город. Основное преимущество новой силовой установки в её компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ.

18.


РИТМ-200 имеет высокий ресурс, коэффициент использования установленной мощности и период непрерывной работы, минимальное количество перегрузок активной зоны (топливо нужно перегружать не раз в три года, а раз в семь-десять лет). К тому же установка обладает низким уровнем собственного энергопотребления, что, в конечном счете, обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики ледокола в целом. Срок её службы составляет 40 лет.

19.


Кстати, благодаря таким характеристикам, сами ледоколы теперь можно строить двухосадочными, т.е. универсальными, способными успешно работать, как на глубоководных, так и на мелководных участках. Самый большой и мощный ледокол «Арктика» как раз из таких. Его рабочая осадка составляет - 10,5 м, наименьшая осадка - 8,65 м. За счет уменьшения осадки этот ледокол может работать не только в океане, но и в устьях рек, таких как Енисей. Длина ледокола составляет 173,3 м, ширина - 34 м. Запланированное водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. «Арктика» сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до 2,9 метра. А к 2020 году флот России пополнится ещё двумя серийными атомными ледоколами «Урал» (заложен в 2015 году) и «Сибирь» (2016 год), на которых также будет установлена РУ РИТМ-200.

20.


21. Установка корпуса РУ в специальный стапель в вертикальном положении.


Вот так выглядит готовый корпус РУ РИТМ-200. Как мы видим, тут уже приварены четыре гидрокамеры (вес каждой из них - 4 500 кг), которые присоединяются к патрубкам с использованием специальных технологий сварки в среде аргона. Кстати, корпус реактора в Подольске собирается из двух частей, причём каждая из них весит 98 тонн. Состыковка и дальнейшая сварка проходят просто с невероятной точностью. Процесс сварки занимает примерно пять суток и при этом на протяжении всего этого времени температура металла не должна опускаться ниже 175 С. Это достигается благодаря постоянной работе газовых горелок. В результате на выходе мы получаем корпус размером в 12 метров, высотой - 7,3 м., а диаметром - 4 м. Его масса 146 тонн.

22.


23. Транспортировка ПГБ РИТМ-200


24. Большое спасибо пресс-службам Госкорпорации «Росатом», АО «Атомэнергомаш» и ПАО «ЗиО-Подольск» за столь интересную и познавательную поездку! Отдельный респект Артёму Шпакову за организацию.


Вся наша история с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»:

АО «Атомэнергомаш»:

Атоммаш.jpg Как отгружали корпус реактора для Белорусской АЭС.jpg Омск, встречай ценный груз!.jpg Музей Атоммаша.jpg ОКБМ Африкантов.jpg ЗиО-Подольск.jpg

АО «Концерн Росэнергоатом»:

Ленинградская АЭС.jpg Ленинградская АЭС-2.jpg Смоленская АЭС.jpg Нововоронежская АЭС.jpg Нововоронежская АЭС-2.jpg Ростовская АЭС.jpg Информационный центр Ростовской АЭС.jpg

Другие подразделения, входящие в структуру «Росатом», которые мы посетили:

Атомфлот.jpg Ледокол «Ленин».jpg


Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами
akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html




Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments