Откуда есть пошла Русская земля
Призвание Рюрика было. С этого традиционно начинают историю России. Но предысторию Руси можно отсчитывать гораздо раньше…
В предыдущем материале было показано, что легенда о призвании Рюрика во главе некоей руси подтверждается данными археологии. Правда, современная наука подправляет летописца: в 860-х годах, куда он отнёс призвание, начинается и не менее пары десятилетий продолжается война
Однако некую весьма активную русь – ещё бы, едва Константинополь, столицу тогдашнего мира едва не захватила! – мы встречаем в июне 860-го года. То есть до всяких Рюриков и до их захвата Ладоги. Причём встречаем в количествах, организации и логистике таких, каковые просто требуют наличия какого-то государства. А судя по тому, что некие два руса появляются в 839 году сначала в качестве послов в Константинополе, а затем при дворе франкского короля Людовика I в Ингельгейме на Рейне, - это государство не просто существовало, но и вполне осознавало себя таковым.
Откуда оно взялось?
Русь до Руси?
Напомню: в 840 – 860-е годы ещё не существовало ни Новгорода, ни Киева, ни других известных древностью русских городов. На месте первого располагались две или три деревушки, на месте второго – хазарская крепость.
А вот Ладога – уже была. Более того, ещё до описанных в предыдущем материале событий, связанных с призванием Рюрика, около 840 года Ладога пережила аналогичную катастрофу и тоже в результате вражеского вторжения: "Традиционно обжитой в течение жизни трёх поколений участок… превращается в пустырь; уничтожается и стеклодельная мастерская".
Нападение совершили явные норманны. Это подтверждается как "находками деревянной палочки с рунической надписью, подвески "молот Тора", игральных шашек, особой концентрацией в ярусе деревянных игрушечных мечей, копирующих форму боевых каролингских клинков", так и тем, что в 840-х годах фиксируется "массовый экспорт арабского серебра в Скандинавию". Очень похоже, что эти захватчики - те самые "варязи, приходяще изъ заморья", что "имаху дань на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ кривичахъ". То есть обложили данью местное население и оставили оккупационный гарнизон. Каковой затем местное население, собравшись с силами, решительно раскритиковало за перегибы в оккупационной политике: "Изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани"…
С экономической точки зрения интерес скандинавов к этому месту понятен и логичен: норманны тогда уже вели свою экспансию по всем азимутам и не могли не проявить самого живого интереса к серебру, явно отягощавшему арабов на Востоке. А доступ к тому, чтобы избавить тех от такой тяготы, лежал только по рекам Русской равнины. А Ладога – ключ к ним: перевалочная база между морем и реками. Вот её и захватывали периодически…
Археологически действительно прослеживается проникновение сюда в эти годы значительных масс скандинавов, колонизацию ими поселений в Новых Дубовиках и Холопьем городке, то есть - всего Поволховья. Иными словами, под некоей "крышей" захватчиков 840 года на будущую Русь в массовом порядке стали подселяться скандинавские "мигранты".
Русь до Руси и её столица
В это же время явные скандинавы обустраивают и поселение, которое ныне принято называть Рюриковым городищем – аккурат на острове напротив будущего Новгорода. Они строят здесь крепость: "Городище состоит из двух частей: крепости на вершине холма и примыкавшего к ней неукреплённого посада. Структура Городища обусловлена его административными функциями. Не просто военное дело и торговля, а управление огромной территорией – вот была задача Городища".
Эту крепость датируют по обнаруженной в одном слое с брёвнами бронзовой монете 839 года. Знаковое совпадение, не правда ли? Не это ли и есть та предыдущая, дорюрикова Русь, которая и оставили известия о себе в европейских анналах, описывавших события в Константинополе и Ингельгейме?
Не исключено, потому что археология ясно показывает некий действительно столичный характер Рюрикова городища: "…амулеты с молоточком Тора, бога скандинавов, магические подвески с руническими знаками, и даже серебряная фигурка Валькирии. Дружинников и прочих знатных людей из Скандинавии сопровождали простые шведы: совсем недавно на Городище впервые за всю историю раскопок нашли фрагменты скандинавского лепного сосуда. Им вряд ли могли пользоваться князья: скорее, их челядь".
И задачи этот центр решал поистине международные, связанные с торговым оборотом на гигантских пространствах: "…обнаружены византийские монеты, монеты Арабского халифата, в том числе три клада, иностранные бусы, и даже такие лакомства, как грецкие орехи. Купцам принадлежали и обнаруженные в изобилии детали весов с гирьками".
Жили в этом городе также славяне. Правда, происходили они, судя по всему, из западных, то есть с берегов Южной Балтики и реки Одер. И финно-угры здесь жили, оставив древности, схожие с теми, что находят в Поволжье. Скандинавские ремесленники также фиксируются.
В общем, опять вырисовывают те самые "славяне, меря, весь и все кривичи", что сначала покорили варягам, а затем выгнали взашей, не дав дани.
А что было до Руси до Руси?
А до появления интервентов 840-х годов Рюрикова городища ещё нет. Зато Ладога процветает. Причём доминируют в городе местные элементы – славяне и финны. Скандинавы, правда, тоже имеются, но в малом количестве. И не играют никакой властной роли.
И все живут в мире, в некоем динамическом равновесии: "В 810–830-х гг. (IV ярус) застраивается вся исследованная часть площадки Земляного городища. Создаётся впечатление, что застройка обретает если не регулярный, то, по крайней мере, упорядоченный характер". При этом виден "симбиоз "североевропейского" интерьера и "восточноевропейской" техники домостроительства", который "привёл к созданию оригинальной, чисто ладожской формы жилища".
Это я снова цитирую выдержки из работ наших археологов, что много лет копали Ладогу и вообще Северо-Западную Русь, - Г.С.Лебедева, В.В.Седова, А.Н.Кирпичникова, С.Л.Кузьмина, Е.Н.Носова и других замечательных учёных.
Именно на этом этапе истории Ладога начинает приобретать то значение, из-за коего и вызвала впоследствии пристальный интерес норманнов: "Материалы III яруса (около 780 – около 810 гг.) свидетельствуют, что именно в это время происходит становление путей из стран Балтики на Арабский Восток… Об устойчивых связях с Балтикой говорят предметы североевропейского происхождения".
То есть зарождалась первая "предрусская" Русь в Ладоге на базе славяно-финно-скандинавского смешанного контингента, не сливавшегося в единую этническую сущность, но совмещавшегося в рамках общего политико-экономического пространства. А это, в целом, один из важнейших признаков не национального, а имперского государства. Разумеется, говорить об империи в те годы – рано и смешно, но некий имперский код русские, получается, получили ещё тогда.
Впрочем, нет, раньше. Ладога как таковая начинается, по данным дендрохронологии, в 753 году, когда сюда, на земли, населённые финскими племенами, приходят люди скандинавской культуры, которые строят "жилища каркасно-столбовой конструкции, с очагом в центре (т. н. "большие дома")… Такая конструкция жилья близка североевропейскому халле". Орудия этих людей – "фризские костяные гребни, бронзовое навершие с изображением Одина, "клад" инструментов" - находят аналогии "в североевропейском круге древностей".
Во всяком случае, у археологов "нет сомнения, что первыми обитателями Ладоги были люди, среди которых доминирующее положение занимала группа норманнов. Представляется, что она была немногочисленна и достаточно монолитна. Наряду с мужчинами в ней были женщины и, вероятно, дети".
А вот славяне сюда ещё не дошли. Рядом с описанными скандинавскими усадьбами жили финны, а на другом берегу Волхова, в урочище Любша, стояла крепость кривичей. И всё это пространство будущего зарождения Руси оказывается населено уже сразу несколькими этническими группами, сохранявшими взаимозаинтересованный модус вивенди, о котором говорилось чуть раньше.
Именно сюда в конце 760 - начале 770-х годов доходят славяне, вышедшие с берегов Одера. И… первый ярус застройки Ладоги прекращает существование. Хорошо задокументирована кардинальная смена населения. Например, некому оказалось забрать спрятанные на время нападения кузнецкие инструменты. Да и сама кузня была уничтожена, а на её месте сооружена постройка иного типа. А Ладога приобретает во многом славянский облик.
Вот так и зародилась Русь. Постепенно, в синтезе культур и этносов, в противостояниях и конфликтах, тем не менее, этому синтезу не сильно мешавших, в нападениях интервентов, в отражении их и покорении им… что всё равно заканчивалось синтезом.
Так и ответим на вопрос, когда появилась Русь, ставшая Россией.
Тогда, когда началось главное в её истории – вечный синтез культур и народов, всегда торжествующий над войнами и вторжениями.
Александр Цыганов
Призвание Рюрика было. С этого традиционно начинают историю России. Но предысторию Руси можно отсчитывать гораздо раньше…
В предыдущем материале было показано, что легенда о призвании Рюрика во главе некоей руси подтверждается данными археологии. Правда, современная наука подправляет летописца: в 860-х годах, куда он отнёс призвание, начинается и не менее пары десятилетий продолжается война
Однако некую весьма активную русь – ещё бы, едва Константинополь, столицу тогдашнего мира едва не захватила! – мы встречаем в июне 860-го года. То есть до всяких Рюриков и до их захвата Ладоги. Причём встречаем в количествах, организации и логистике таких, каковые просто требуют наличия какого-то государства. А судя по тому, что некие два руса появляются в 839 году сначала в качестве послов в Константинополе, а затем при дворе франкского короля Людовика I в Ингельгейме на Рейне, - это государство не просто существовало, но и вполне осознавало себя таковым.
Откуда оно взялось?
Русь до Руси?
Напомню: в 840 – 860-е годы ещё не существовало ни Новгорода, ни Киева, ни других известных древностью русских городов. На месте первого располагались две или три деревушки, на месте второго – хазарская крепость.
А вот Ладога – уже была. Более того, ещё до описанных в предыдущем материале событий, связанных с призванием Рюрика, около 840 года Ладога пережила аналогичную катастрофу и тоже в результате вражеского вторжения: "Традиционно обжитой в течение жизни трёх поколений участок… превращается в пустырь; уничтожается и стеклодельная мастерская".
Нападение совершили явные норманны. Это подтверждается как "находками деревянной палочки с рунической надписью, подвески "молот Тора", игральных шашек, особой концентрацией в ярусе деревянных игрушечных мечей, копирующих форму боевых каролингских клинков", так и тем, что в 840-х годах фиксируется "массовый экспорт арабского серебра в Скандинавию". Очень похоже, что эти захватчики - те самые "варязи, приходяще изъ заморья", что "имаху дань на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ кривичахъ". То есть обложили данью местное население и оставили оккупационный гарнизон. Каковой затем местное население, собравшись с силами, решительно раскритиковало за перегибы в оккупационной политике: "Изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани"…
С экономической точки зрения интерес скандинавов к этому месту понятен и логичен: норманны тогда уже вели свою экспансию по всем азимутам и не могли не проявить самого живого интереса к серебру, явно отягощавшему арабов на Востоке. А доступ к тому, чтобы избавить тех от такой тяготы, лежал только по рекам Русской равнины. А Ладога – ключ к ним: перевалочная база между морем и реками. Вот её и захватывали периодически…
Археологически действительно прослеживается проникновение сюда в эти годы значительных масс скандинавов, колонизацию ими поселений в Новых Дубовиках и Холопьем городке, то есть - всего Поволховья. Иными словами, под некоей "крышей" захватчиков 840 года на будущую Русь в массовом порядке стали подселяться скандинавские "мигранты".
Русь до Руси и её столица
В это же время явные скандинавы обустраивают и поселение, которое ныне принято называть Рюриковым городищем – аккурат на острове напротив будущего Новгорода. Они строят здесь крепость: "Городище состоит из двух частей: крепости на вершине холма и примыкавшего к ней неукреплённого посада. Структура Городища обусловлена его административными функциями. Не просто военное дело и торговля, а управление огромной территорией – вот была задача Городища".
Эту крепость датируют по обнаруженной в одном слое с брёвнами бронзовой монете 839 года. Знаковое совпадение, не правда ли? Не это ли и есть та предыдущая, дорюрикова Русь, которая и оставили известия о себе в европейских анналах, описывавших события в Константинополе и Ингельгейме?
Не исключено, потому что археология ясно показывает некий действительно столичный характер Рюрикова городища: "…амулеты с молоточком Тора, бога скандинавов, магические подвески с руническими знаками, и даже серебряная фигурка Валькирии. Дружинников и прочих знатных людей из Скандинавии сопровождали простые шведы: совсем недавно на Городище впервые за всю историю раскопок нашли фрагменты скандинавского лепного сосуда. Им вряд ли могли пользоваться князья: скорее, их челядь".
И задачи этот центр решал поистине международные, связанные с торговым оборотом на гигантских пространствах: "…обнаружены византийские монеты, монеты Арабского халифата, в том числе три клада, иностранные бусы, и даже такие лакомства, как грецкие орехи. Купцам принадлежали и обнаруженные в изобилии детали весов с гирьками".
Жили в этом городе также славяне. Правда, происходили они, судя по всему, из западных, то есть с берегов Южной Балтики и реки Одер. И финно-угры здесь жили, оставив древности, схожие с теми, что находят в Поволжье. Скандинавские ремесленники также фиксируются.
В общем, опять вырисовывают те самые "славяне, меря, весь и все кривичи", что сначала покорили варягам, а затем выгнали взашей, не дав дани.
А что было до Руси до Руси?
А до появления интервентов 840-х годов Рюрикова городища ещё нет. Зато Ладога процветает. Причём доминируют в городе местные элементы – славяне и финны. Скандинавы, правда, тоже имеются, но в малом количестве. И не играют никакой властной роли.
И все живут в мире, в некоем динамическом равновесии: "В 810–830-х гг. (IV ярус) застраивается вся исследованная часть площадки Земляного городища. Создаётся впечатление, что застройка обретает если не регулярный, то, по крайней мере, упорядоченный характер". При этом виден "симбиоз "североевропейского" интерьера и "восточноевропейской" техники домостроительства", который "привёл к созданию оригинальной, чисто ладожской формы жилища".
Это я снова цитирую выдержки из работ наших археологов, что много лет копали Ладогу и вообще Северо-Западную Русь, - Г.С.Лебедева, В.В.Седова, А.Н.Кирпичникова, С.Л.Кузьмина, Е.Н.Носова и других замечательных учёных.
Именно на этом этапе истории Ладога начинает приобретать то значение, из-за коего и вызвала впоследствии пристальный интерес норманнов: "Материалы III яруса (около 780 – около 810 гг.) свидетельствуют, что именно в это время происходит становление путей из стран Балтики на Арабский Восток… Об устойчивых связях с Балтикой говорят предметы североевропейского происхождения".
То есть зарождалась первая "предрусская" Русь в Ладоге на базе славяно-финно-скандинавского смешанного контингента, не сливавшегося в единую этническую сущность, но совмещавшегося в рамках общего политико-экономического пространства. А это, в целом, один из важнейших признаков не национального, а имперского государства. Разумеется, говорить об империи в те годы – рано и смешно, но некий имперский код русские, получается, получили ещё тогда.
Впрочем, нет, раньше. Ладога как таковая начинается, по данным дендрохронологии, в 753 году, когда сюда, на земли, населённые финскими племенами, приходят люди скандинавской культуры, которые строят "жилища каркасно-столбовой конструкции, с очагом в центре (т. н. "большие дома")… Такая конструкция жилья близка североевропейскому халле". Орудия этих людей – "фризские костяные гребни, бронзовое навершие с изображением Одина, "клад" инструментов" - находят аналогии "в североевропейском круге древностей".
Во всяком случае, у археологов "нет сомнения, что первыми обитателями Ладоги были люди, среди которых доминирующее положение занимала группа норманнов. Представляется, что она была немногочисленна и достаточно монолитна. Наряду с мужчинами в ней были женщины и, вероятно, дети".
А вот славяне сюда ещё не дошли. Рядом с описанными скандинавскими усадьбами жили финны, а на другом берегу Волхова, в урочище Любша, стояла крепость кривичей. И всё это пространство будущего зарождения Руси оказывается населено уже сразу несколькими этническими группами, сохранявшими взаимозаинтересованный модус вивенди, о котором говорилось чуть раньше.
Именно сюда в конце 760 - начале 770-х годов доходят славяне, вышедшие с берегов Одера. И… первый ярус застройки Ладоги прекращает существование. Хорошо задокументирована кардинальная смена населения. Например, некому оказалось забрать спрятанные на время нападения кузнецкие инструменты. Да и сама кузня была уничтожена, а на её месте сооружена постройка иного типа. А Ладога приобретает во многом славянский облик.
Вот так и зародилась Русь. Постепенно, в синтезе культур и этносов, в противостояниях и конфликтах, тем не менее, этому синтезу не сильно мешавших, в нападениях интервентов, в отражении их и покорении им… что всё равно заканчивалось синтезом.
Так и ответим на вопрос, когда появилась Русь, ставшая Россией.
Тогда, когда началось главное в её истории – вечный синтез культур и народов, всегда торжествующий над войнами и вторжениями.
Александр Цыганов
Journal information