У герцога Бирона, затеявшего в Курляндии масштабное дворцовое строительство, было совсем немного своих строителей и ремесленников, а цех каменщиков и цех плотников образовались в Митаве (Елгаве) только к 1761 году. Положение могли спасти только квалифицированные, обученные рабочие, бесплатно присланные из России. Бесплатно - ибо кто будет спорить с всесильным фаворитом императрицы Анны Иоанновны, затеявшим строительство.
Здесь были каменщики, изготовители кирпичей, плотники, кровельщики, столяры и гончары. Петербургская Строительная Канцелярия прислала их в Курземе двумя партиями, сначала в 1736, а затем и в 1737 годах. Главная рабочая сила – крепостные рабочие самой Канцелярии, но были задействованы также и вольнонаёмные ремесленники, и крепостные крестьяне (в основном – изготовители кирпичей, плотники и транспортные рабочие).
Значительная часть декоративных элементов обоих дворцов изготавливалась в петербургских мастерских и привозилась в Курляндию для монтажа. Основной же объем работ выполнялся на месте главным образом под руководством курляндских немецких мастеров. Подряд на возведение здания был возложен на русских подрядчиков. Один из них - Иван Ипатов числился крестьянином, второй - Василий Сторожев - новгородским торговцем. Самую большую поставку кирпича (1,5 млн штук) организовал Борис Мякишев.
Среди первых каменщиков – артели Чащина и Ершова (171 человек) и Михаила Федорова (45 человек). Вскоре они были усилены еще 70-ю военными камещиками. Новые вливания довели число русских каменщиков до пяти сотен.
Для них и строилась временная деревянная церковь.



Journal information