el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Музей "Дорога Победы" на жд.ст. "Петрокрепость".



Этой железнодорожной ветки - "Дорога Победы", прозванной в народе «Коридором смерти», никогда не было на картах СССР, её запрещалось фотографировать и снимать на кинопленку, о её работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Мало кто знает о ней и сейчас.

------
18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда. В полосе прорыва железнодорожники в короткий срок (за 17 дней) построили железную дорогу ст. "Шлиссельбург" - ст. "Поляны", благодаря которой Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей. Этот железнодорожный путь получил название — «Дорога Победы».

Первый после прорыва блокады грузовой поезд прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года. В тот же день от Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд, гружёный отливками орудийных стволов. Поезд вел паровоз Эм 721-83.

Сегодня этот локомотив поставлен на вечную стоянку у станции "Петрокрепость" и входит в музейный комплекс Октябрьской железной дороги.

Экспозиция музея посвящена истории строительства и строителям "Дороги Победы", а также беспримерному подвигу железнодорожников работавших в составе 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС.

Источник: rzd-museum.ru/museum/branches

------

График работы:
Вторник - Суббота: с 10:00 до 17:00.
Воскресенье - Понедельник: выходной.

Если дверь в музей будет закрыта надо позвонить по телефону, указанному на двери. Сотрудник может быть командирован по какому-либо заданию на некоторое время.

Контактный телефон музея: +7 921 631 66 79

Стоимость: бесплатно.
Фотографирование: нежелательно/запрещено. Такая формулировка была дана мне, поэтому экспозиционные витрины не фотографировал.

Во время посещения музея вы можете посмотреть видео-фильмы: о строительстве "Дороги Победы", о строительстве "Дороги Жизни", о бронепоездах, участвовавших в Великой Отечественной войне и другие.

------

Как добраться?

1 Электричкой с Финляндского вокзала до жд.ст. "Петрокрепость". В пути, примерно, 1 час 10 минут. Стоимость 113 рублей в один конец.
2. Автомобилем.

------

"Дорога Победы".

«Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокированный Ленинград.

В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, "Дорога победы" пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «Коридор смерти».

Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.

------

История строительства "Дороги Победы"

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов в ходе операции «Искра» перешли в наступление и 18 января объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». В результате в тот же день Государственный комитет обороны принимает решение: построить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу.

Строительство было поручено УВВР-2, которым руководил начальник Ленметростроя И. Г. Зубков, на выполнение задания было отведено всего 20 суток. Будущая трасса должна была проходить через болота и лесные массивы, а наиболее сложной задачей стало сооружение низководного моста длиной 1300 метров через Неву.

5 февраля 1943 года железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны, построенная раньше намеченного срока — всего за 17 суток, была сдана в строй. Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста (через Неву, Назию и Чёрную) и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.

Вначале направление поездов на трассе чередовалось, и удавалось пропускать лишь 2—3 пары поездов в сутки. Для увеличения количества поездов был применён караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую — в обратную сторону. Интервал между поездами был сокращён; за ночь в одну сторону удавалось пропускать 16—25 составов.

Железнодорожники внесли существенный вклад в эвакуацию населения Ленинграда, снабжение войск вооружением и продовольствием, поддержку жизни города. Среди награждённых медалью «За оборону Ленинграда» — 15 тысяч железнодорожников.

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Дорога_победы

------

"Коридор смерти".

Шлиссельбургскую магистраль железнодорожники называли "Коридором смерти": каждый день грозил гибелью работавшим на ней бригадам. В 48-й паровозной колонне из 600 человек погиб каждый третий.

Шлиссельбургскую трассу разрушали 1200 раз. По три прямых попадания в день. Взрывались вагоны со снарядами и толом. Огромные воронки прерывали путь. Разбитые паровозы и вагоны лежали под откосами.

Но удивительно четко действовали восстановительные поезда и летучки – на каждый стометровый отрезок пути в ночное время завозился аварийный запас рельсов и шпал, не менее двух вагонов балласта или шлака. Сгоревшие вагоны растаскивали тракторами, опрокидывали под откос мощными домкратами, засыпали воронки – и движение возобновлялось. Если требовалось, прокладывали обводные пути.

Оборона стратегического коридора – отдельная тема этой грандиозной операции. Командование делало все возможное, чтобы транспортный поток, которого ждал город и Ленфронт, не прерывался. Контрбатарейную борьбу с противником вели группы дальнобойной артиллерии, включая крупнокалиберную морскую, установленную на железнодорожных платформах. Подходы к мостам прикрывали зенитки и дымовые дивизионы. Достаточно сказать, что за год над трассой сбили 102 вражеских самолета.

------

История машиниста.

Ведя состав, машинист должен был неотрывно следить за всем происходящим впереди, чтобы не врезаться в хвост впереди идущего поезда. В то же время от него требовалось пристальное наблюдение за состоянием топки, котла, за работой всех механизмов локомотива, — писал в воспоминаниях заместитель начальника службы движения А. К. Угрюмов. — Отопление локомотива нельзя было резко форсировать применением искусственных способов усиления тяги, так как при этом неизбежно вырывался огонь из трубы, и тем самым обнаруживалось движение перед наблюдателями противника.

Смертность там была огромной, и даже превышала смертность на фронте. Паровоз был отличной мишенью для артиллерии и авиации фашистов, и каждый рейс мог стать последним.

К сожалению, у нас осталось немного документальных свидетельств и фотографий военных лет, но сохранился рукописный текст небольшого рассказа: «О первой поездке на Большую землю из блокадного Ленинграда, 7 февраля 1943 г.», выдержки из которого ниже.

"Прошло 45 лет с того времени, когда наш паровоз Эм 721-83 стоял во главе первого поезда, отправлявшегося 7 февраля 1943 года от перрона Финляндского вокзала на Большую землю. А события тех лет свежи в памяти, как будто это было совсем недавно.

Этого рейса мы ждали, знали, что наш паровоз назначен, лишь время отправления было загадкой.

Это почетное право мы заслужили своей самоотверженной и безупречной работой на Дороге жизни, когда обслуживали участок от станции Ладожское озеро до Ленинграда.

Три паровозные бригады, две бригады кондукторов, два вагонных мастера и две проводницы — вот весь наш коллектив, которым руководил политрук Василий Титович Акамов. Старшим машинистом паровоза был Павел Аполлонович Федоров.

Две другие бригады возглавляли машинисты Александр Александрович Петров и я, Иван Архипович Волков.

На перроне вокзала собрались руководители города и трудящиеся. Весь блокадный Ленинград торжествовал по случаю отправления первого поезда. Был митинг, гремел оркестр, говорили речи, и слезы радости блестели в глазах ленинградцев. Измученные, но радостные лица, и робкая надежда на приближение конца блокадного кошмара.

В 12 часов дня был дан сигнал к отправлению, и мы тронулись, отправившись в неведомый, трудный и опасный рейс по новой прифронтовой дороге.

Ранним утром того же дня в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Они доставили в Ленинград состав со сливочным маслом — это был чудесный подарок осажденному городу.

А как проходил наш рейс?

К вечеру мы прибыли на станцию Шлиссельбург. Здесь мы и заночевали, так как новую трассу фашисты обстреляли и разрушили пути.

Утром восьмого февраля на вахту заступила бригада машиниста Петрова. Машинист получил жезл, и поезд тронулся на вновь построенную дорогу. Первое, что мы увидели, был свайно-ледовый мост через Неву. Впечатление было такое, что поезд плывет по льду Невы, так как мост был очень узенький и из окон вагона мы даже не видели его края. Поезд растянулся по всей длине моста большой дугой, вот тогда и мы увидели свайный мост. Состав тогда шел очень медленно, со скоростью 5 километров в час.

Прибыли на станцию Левобережная, и поезд снова был остановлен — впереди разбит путь. Простояли не очень долго. Снова вручен жезл, и мы следуем до станции Липки по освобожденной от врага земле.

Вокруг разбитые доты, землянки, окопы, валяются трупы фашистов в сине-зеленых мундирах. Их еще не успели убрать после боев. Станцию Липки проследовали сходу, без остановки, как вдруг рывок — и поезд встал. В чем дело? Забегали все бригады поезда. Выяснили: с рельс сошла колесная пара последнего порожнего вагона. Остановка грозила нам тем, что враг мог из орудий расстрелять стоящий поезд.

Умение и сноровка наших вагонных мастеров Александра Рыжова и Владимира Пылика позволили им быстро поставить колесную пару на рельсы, и поезд пошел дальше.

Вскоре поезд вышел на Синявинские болота (до войны здесь брали торф для 8-й ГРЭС). Невдалеке виднелись Синявинские высоты, где засели фашисты. Трасса проходила местами от линии фронта в трех-пяти километрах. Не успели мы въехать всем составом на торфяные болота, как начался обстрел нашего поезда. Снаряды рвались то слева, то справа, а поезд все шел и шел к своей цели.

Это был наш первый обстрел на новой дороге. А потом, летом 1943 года, в белые ночи, это случалось каждый день. Невдалеке виднелся спасительный для нас лес, там станция Междуречье и наше спасение. За Междуречьем нас ожидал очень крутой подъем с малыми кривыми, очень коварный и впоследствии сильно обстреливаемый участок новой трассы.

Поздно вечером наш поезд прибыл на станцию Волховстрой, где нам была организована очень теплая и дружеская встреча жителей Большой земли.

------

Дмитрий Каралис: «После войны тема Шлиссельбургского коридора надолго оказалась закрытой. Успели выйти лишь две брошюры о героизме железнодорожников в Коридоре смерти, а затем грянуло „ленинградское дело“ — и блокадная тема, к которой ревновали ленинградских руководителей, тихо иссякла: Музей обороны Ленинграда закрыли, его директора-основателя Л. Ракова посадили на двадцать пять лет. Страна смотрела в будущее, нужны были другие ориентиры".

Только в 1970 году вышел ведомственный сборник мемуаров „Октябрьская фронтовая“, в котором нашлось место и сдержанным воспоминаниям „колонистов“. Еще через полтора десятка лет вышла обстоятельная монография военного историка В. Ковальчука „Дорога Победы осажденного Ленинграда“ о шлиссельбургском "Коридоре смерти": документы-цифры-документы. Историки воздали ей должное, идеологи постарались не заметить.

Еще одна дорога, подхватившая эстафету у воспетой в песнях Дороги жизни и спасшая Ленинград от дальнейшего вымирания, кому-то показалась лишней. Возможно, "Коридору смерти" не повезло с названием. Лишь в 1984-м удалось добиться, чтобы „колонистов“ 48-й признали участниками боевых действий.

До сих пор на месте прохождения Шлиссельбургской трассы сохраняется просека — земля, нашпигованная металлом, не дает расти деревьям. В торфяной земле попадаются скрученные рельсы, шпальные костыли, буферные тарелки, проржавевшие стенки вагонов... Говорят, история знает немало случаев, когда истинные подвиги остаются в тени, и только потомки оценивают их по заслугам.

Источники:

1. myvistory.ru/pavel_zaharov/train_victory/
2. nvspb.ru/2007/09/05/u_dorogi_zhizni_buel_dubler-37011

------

Интересные ссылки:

1. В 2016 году начались съемки художественного фильма «Коридор бессмертия», посвященного железнодорожникам-защитникам блокадного Ленинграда. Премьера картины состоится 18 января 2018 года, когда страна отметит 75-летие прорыва блокады: vk.com/video-34014795_456240236

2. Документальный фильм "Коридор бессмертия": vk.com/video-24620891_160190933

------

Адрес: железнодорожная станция "Петрокрепость" (здание вокзала).


В 1943 году после прорыва блокады Ленинграда именно этот паровоз (Эм 721-83) доставил первый поезд на Большую землю.

В настоящее время он находится на вечной стоянке у железнодорожной станции "Петрокрепость" (бывшая жд. станция "Шлиссельбург").
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments