el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Александр Маслов "T-34: неправильный/правильный фильм"

https://www.youtube.com/watch?v=DrtRCIQVHnA
https://www.youtube.com/watch?v=CF124LatWs0
Так как, вихри в Facebook по поводу данного фильма – мнение кардинально разные.
Сразу озвучу свою точку зрения: мне, как пердуну за 40 лет , фильм не понравился.
Поясню почему:
Как правильно подметили Тимин и Шеин, фильм слаб с точки зрения обоснования событий в фильме. (далее спойлеры, поэтому кто планирует посмотреть, лучше не читать):
1. Первоисточник: начнем с того, что фильм структурно делится на две части- первая часть- конец ноября 1941 года, бой за Нефедьево ( битва под Москвой); вторая часть - весна-лето 1944 года , Тюрингия, побег из концлагеря.
В первой части два связанных эпизода, ключевой из которых является бой одного нашего танка с ротой (до 10 штук) немецких танков. Если покопать интернет, то единственным такого рода побоищем является бой лейтенанта Гудзя ( что удивительно он выжил, прошел всю войну, и умер в 2008 году) – тут подробно https://pantv.livejournal.com/426590.html
Как видно из описания боя, к бою в фильме он не имеет отношения вообще: другая машина, другой ход боя и иной исход для главного героя ( в фильме, именно после этого боя главный герой - Николай Ивушкин, и мехвод его экипажа, попадает в плен).
Вторая часть: изначальна легенда. Начнем с того, что документированных случаев побега из концентратного лагеря в глубоком тылу немцев на танке нет. Из ближнего тыла и прифронтовой зоны – скорее более вероятностно, что было.
Есть две легенды: первая - якобы на Рижском танкоремонтном заводе пять военнопленных пытались сбежать на танке:
https://baltnews.lv/uzvara/20150327/1013677671.html
https://baltnews.lv/uzvara/20150325/1013671157.html
и вторая – якобы в 1944 году, на полигон близ города Ордруф (это близ Эрфурта, юго-западнее Лейпцига, примерно 300 км до Праги через Рудные горы) был доставлен Т-34, и пленный танкист из концентрационного лагеря. Якобы ему дали ему указания, согласно которым он должен провести машину под открытым огнем артиллеристов. После старта Т-34 сразу свернул с заданной траектории и на максимальной скорости понесся к флангу ближайшей огневой позиции. Немецкие артиллеристы не успевали разворачивать орудия по ходу мастерского следования танка, дерзость русского танкиста шокировала немцев, и у них не получалось остановить советскую машину. В итоге капитану удалось вырваться на шоссе, но топливный бак опустел, и беглец был схвачен.

По одной версии, его расстреляли на месте. Другая гласит, что его просто вернули в стены концлагеря. А наиболее эффектный вариант развития события – расстрел пленного самим генералом Гудерианом, присутствовавшим на месте событий.

Одна из версий в 1962-м была изложена в газете «Гвардеец». А ко Дню танкиста год спустя свой вариант событий опубликовала «Правда». Автор статьи Г. Миронов ссылался в своем материале на свидетельства майора запаса Ушакова.
Более основательно проводил расследование драматург Самуил Алёшин. В паре с майором Раевским, приставленным военным командованием в качестве сопровождающего лица, Алешин объездил ордруфские земли в поисках достоверной информации о пленном танкисте-герое. В пригородном селении Кравинкеле экс-медсестра военного госпиталя рассказала, как однажды с того самого полигона привезли тела искалеченных немцев, якобы пострадавших в ходе учений.

Самой большой удачей Алешин и Раевский поспешно сочли встречу с немцем Кохом, который в военные годы служил унтер-офицером на пресловутом ордруфском полигоне. Сам он информацией о танкисте не владел, но навел на знающего человека – бывшего руководителя полигонного машинного двора.

Однако беседа с этим свидетелем оказалась бесплодной. Говорить бывший подполковник не захотел, утверждая, что все лето 1943 года вообще прожил во Франции. В итоге командировка Алешина вылилась лишь в творческий результат - появилась пьеса «Каждому свое», сюжетно приближенная к традиционной версии о героическом подвиге танкиста. Эта пьеса послужила основой сценария к фильму «Жаворонок».

Мемуары генерала Попеля

В 1960 году был опубликован финальный том мемуаров Николая Попеля - генерал-лейтенанта танковых войск. В книге он пишет о поездке на Куммерсдорфский полигон полковника Дынера и подполковника Павловцева. В апреле 1945 года, после занятия легендарного полигона 1-й танковой гвардейской бригадой, здесь нашли уничтоженные танки с останками танкистов-пленников.

Описывая страшные находки, Павловцев вспоминает эпизод с Сандомирского плацдарма, где к советским позициям подошел сбежавший из плена русский танкист. Вскоре он умер от крайнего истощения, успев рассказать о своем побеге. Его и еще двух солдат доставили на военный полигон, принуждая принимать участие в испытаниях бронестойкости танка. В случае если пленники выживут, им обещали освобождение из плена. Дав согласие, русский экипаж погрузился в машину, тут же рванувшую в сторону наблюдательной вышки. Немецкие артиллеристы не могли стрелять по своим, поэтому усмирять русского капитана направился немецкий бронетранспортер. Так как снарядов у русских не было, они давили гусеницами все, что встречалось на пути.
Вырвавшись с территории полигона, танкисты оставили танк с опустевшим баком и рискнули пробирать лесом. Однако командир с водителем-механиком погибли, а живым добрался лишь радист.

Павловцев пытался узнать детали лично, но выяснил немного, потому что люди говорить боялись. Ценные показания дал только один местный старик. По его словам, в 1943-м с полигона действительно вырвался танк, и, добравшись до расположенного неподалеку концлагеря, раздавил на проходной будку и снес забор из колючей проволоки. Благодаря этому множеству узников удалось бежать из плена. Немцы нашли или убили на месте практически всех пленных, так что огласке этот случай не придали.

Временные рамки описанного свидетелем случая не совпадали с обнаружением бежавшего танкиста на Сандомирском плацдарме. Поэтому можно было сделать вывод о том, что такой побег был не единственным. Возможно, трофейные русские танки использовались нацистами в качестве живых мишеней неоднократно. Скорее всего такие факты не получали широкой известности лишь потому, что свидетелей и участников не оставляли в живых.
https://www.obzor.lt/news/n45803.html
В последующем, на основании подобных легенд в 1964 году был снят фильм «Жаворонок», который заканчивается трагически для участников побега.

2. Достоверность показанных танковых боев.
Практически каждый выстрел с нашей стороны – это подбитый танк немцев с выведением его из строя (за исключением двух-трех из более чем двух десятков) При этом, попадания в нашу сторону чаще всего не носили такого фатального характера.
Никто не говорит, что в ядах Красной Армии не было танкистов-снайперов. Они были, но вот величина случайностей и совпадений, показанных в фильме, говорит о том, что вероятность такого развития очень низка - примерно как сорвать джек-пот в «100 лотто» купив 1 билет.
3. Главные участники фильма.
Он ненатуральны. Герои по ходу фильма имеют лишь косметические внешние изменения, внутренние изменения не происходят. Собственно, даже нахождения в плену, в условиях концентрационного лагеря, Николая Ивушкина, не подорвало его здоровья – как впрочем и избиение кнутом. О Том, что он странен, как командир, отметили в своем разборе и Шеин с Тимином
Что касается главного отрицательного героя, Клауса Ягера, то он сильно выпадает из типажа офицера, который служит в СС , и имеет довольно обширный опыт боев (я не силен в фалеристики, но определённо у него есть нагрудный знак – 75 дней ( а может и 100) в боевой обстановке). Во-первых, он романтик (трубка, готическая эстетика - у кровати стоит декоративный рыцарский костюм)- это характерно для курсанта-юноши, или зеленого лейтенанта, но никак не для опытного ветерана; во вторых - несмотря на то, что он в СС с довоенных времен (при битве под Москвой - он уже капитан (гауптштурмфюрер)), во-вторых какое то странное отношение как к недочеловекам, так и своей роли в истории (на встрече с Гиммлером он говорит, что прежде всего солдат). При этом, полномочий у какого то полковника при кризисной ситуации - дохера.

4. Сценарий.
Человек обладающий рациональным мышлением, весь фильм только успевает задавать вопросы –«Зачем? Почему? Да как такое вообще возможно?».
Ну допустим - начальник концентрационного лагеря, в проливной дождь читает лекцию поступившим заключенным. Зачем? При этом, тут же пускает свой авторитет в глазах подчиненных на говно, сделав уступку заключенному ( отправленному на убой, что есть в его карточке), из-за мистической осечки ( типа дважды не расстреливают?). Семь раз бежавший из плена Ивушкин ( за три года – многовато, да и расстреляли бы его при поимке на третий- четвертый раз), так и не назвавший свое звание и имя ( что странно, так как в плен его взяли с мехводом, который по идеи не должен был догадаться, что надо хранить молчание. Вообще складывается ощущение, чтов плен Ивушкин попал позже описанного боя, так как неясно как он выкарабкался после ранения – сомнительно чтобы его лечили в немецком плену).
Выбор экипажа -неясно зачем было комплектовать полный экипаж для танка без снарядов – зачем нужен заряжающий и наводчик; так и отбор экипажа - перед Ивушкиным на плацу выстроили 20 человек, и если мехвода он знал, то как выбрать наводчика «от бога» непонятно.
И таких странностей - полный фильм с коробочкой. Почти каждый кадр .

5. Исторические хронологизмы.
Я не говорю про речь. Это само собой. Но, впрочем, употребить «автобан» куда сложнее, чем шоссе.
Или вот, как можно было написать на танке «Пермь», когда данный город с 1940 года называется уже «Молотов», непонятно. Для тех кто в курсе, что в данном городе была сформирована 243 танковая бригада , которая прошла от Курска до Праги, и где количество танковых снайперов зашкаливало от среднего, догадаются и про Молотов. Остальным, что Пермь, что Челябинск, что Златоуст…

6. И конечно легкость, с которой «наши» , как покидают концлагерь, так и громят пачками врага.
Опять же, если включить рациональность – то невольно спрашиваешь себя - а почему не победили уже в 1942? Или немцы самых умных на фронт отправили, а в тылу только имбецилы были? Или они, как саранча размножаются - сразу личинками и в танках, самолетах, в полевой форме? Или почему концлагерь столь ужасен – выглядит как спортлагерь трудового воспитания: все подтянутые и выбритые.

Во общем, описывать можно долго – там каждый кадр – повод для разглогольствования.
Вот уж для Евгения Баженова (badComedian) раздолье. Если он на «Движение Вверх» выдал спич на 2 с чем то часов, то тут можно часа четыре и даже столько же останется.


Почему же фильм имеет право на существование.
Дальнейшие рассуждения, э то скорее размышления, и нисколько не закрывают огрехи описанного выше.
Просто у фильма, есть и достоинства


1. Историческое соответствие.
Когда я говорю о том, что это было не так – или вон то, надо понимать, что в моем детстве и юности, ветеран ВОВ - явление нередкое. Они были, общение было частое, и хоть рассказы –это была редкость (и чаще всего не про сами боевые действия, а про то как жили в тылу, или какие казусы были во времена передышки – вроде того, «а в нашем танке Васька ( кот) прошел от Львова до Силезии – но наступила весна, и он сбежал на поиски кошки в Бреслау), но они были – и давали представление , что было действительно несладко. Или отдельные комментарии к многочисленным ( в то время) фильмам «про войну» - сделанные в конце 70-ых и 80-ых, часто были проходные, откровенно халтурные, и сильно оторванные как по диалогам и поведению героев- ветераны не стеснялись сказать про «клоунаду».
Сейчас этой возможности нет. Великая Отечественная стала Эпосом. Со всеми недостатками Эпоса: утрированием, перестановкой акцентов, затушеванием многих героических страниц и событий. Это Лубок. Он же Комикс.
Если вы сделает раскадровку фильма, то представить его в качестве комикса очень просто.


Но с другой стороны – с момента окончания войны прошло 73 года. То есть современный обыватель должен быть сопоставим с обывателем 1886 года и его знаний о войне с Наполеоном. А что большинство знает сейчас о войне с Наполеоном?
Да, для многих, даже то изложено у Понасенкова, является открытием если невселенского, то значимого масштаба.
Технический прогресс идет дальше, и в среднем обыватель знает о борьбе с нацизмом гораздо больше, чем обыватель конца 19 века об Отечественной войне.

Заклепочники отмечают, что в фильме, большинство клепок, пуговиц на месте – и есть даже прибор ночного видения. То есть по крайней мере, с точки зрения исторического материального соответствия эпохи – фильм ближе, чем многие фильмы конца 70-ых и 80-ых.

2. Отсутствие глубины чувств к врагу, и опосредовано - к нацизму, инфернальному бесчеловечью.
Конечно, этого нет в данном фильме. Эмоционально вызвать это чувство современными методами кинематографа можно ( тот же фильм «Иди и смотри»), но часто ли вы смотрите такие фильмы? Меня вот в школе отвели. Эмоциональное чувство после просмотра было такое, что мой мозг был изнасилован. После этого – я фильм полностью не смотрел, только отрывками. И ощущать не хочу больше.
Если критики хотят , чтобы в каждом фильме про войну я ощущал такой ужас – то о ВОВ , даже в форме Эпоса, забудут очень быстро. Или вся нация будет травмирована этим синдромом: Великая Победа - Великая Жертва.
Точно также, сложно оценить масштаб страданий людям, которые его не испытывали ( и надеюсь что не испытают): это как обширный ожог – без получения самому, сложно испытать – как это больно.

Также не стоит забывать, что очень сложно разделить фобию к политическому течению, и фобию к нации. Принцип – «Убей немца!» Эренбурга отвечал реалиям ВОВ. Но уже при вступлении Красной Армии на территорию Германии, советские руководители понимали, что и в будущем мире будут жить немцы, поэтому лозунг запретили. И в советских фильмах, наряду с «плохими нацистами» присуствовали « немцы-антифашисты», «немцы- обманутые люди». И после войны в ГДР, для таких вот бывших участников вермахта и нацистов, тоже делили - на совершивших преступления, и жертв обстоятельств.

3. Суммируя выше сказанное, данный фильм можно рассматривать, только как некий качественный комикс для детей от 10 до 14 лет с папами. Не более того. И подходит с точки зрения, что кино должно быть смотрительно, герои - выпукло привлекательные, и враги должны быть повержены. Мозгов и времени если хватит, дальше заинтересуются и узнают больше.
4. Историчность:
Несмотря на то что я выше написал выше, документального подтверждения побега на танке из лагеря не было, было несколько случае, когда наши соотечественники бежали из плена на самолетах.
К описываемым событиям наиболее близок случай , известный как побег группы Девятаева.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B_%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0
В фильме достатчоно много отсылок к тому, что сценаристы обращались именно к нему.
Во-первых, многие члены группы совершившей побег, были отчаянны, и до этого устраивали побеги (но неудачные). То есть они были решительны.
Во-вторых, Девятаев скрыл что он был пилотом, то есть обладал навыками пилотирования. Если бы он этого не сделал изначально, то и самого побега бы не было.
В-третьих, в фильме присутствует сцена, когда заключенные ходя по кругу разнашивают обувь. Как известно, Девятаев был также одним из таких «топтунов».
В- четвертых: побег был успешный, и все участники побега выжили и достигли территории , контролируемые Красной Армией ( в последующем, 7 из 10 приняли участие в дальнейших боевых действиях и погибло шестеро).

5. Отсылка.
Я не большой знаток фильмов про танки, как наши , так и не наши. Но марш, который раздается на полигоне, удивительно напоминает Panzerlied, который в свою очередь стал визитной карточкой фильма Битва в Арденнах ( 1965 года – ровесник кстати «Жаворонка»), где некий полковник Хесслер ( играет Роберт Шоу), который в свою очередь говорит, что молодые офицеры имеют мало практики, и на это все накладывается нехватка топликва.
Не знаю, совпадение - или нет.
https://www.youtube.com/watch?v=i-n8YW1rrxI

Автор: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1129161100578138&id=100004527768993
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments