el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Генеральный план развития Ленинграда. 1930-е гг.

Московский опыт оказал сильное влияние на планировку и застройку городов Советского Союза и прежде всего на реконструкцию второго крупнейшего города страны — Ленинграда (авторы генерального плана Л. Ильин и В. Витман).

Ленинград в градостроительном отношении коренным образом отличается от Москвы. Само возникновение Петербурга было актом человеческой воли. В основе его построения и развития всегда лежал чертеж. В Петербурге XVIII и начала XIX столетий формирование архитектурных ансамблей было делом государственным. Даже конец XIX в. с его бурным, но стихийным капиталистическим развитием не мог исказить строгие черты столицы Российской империи, хотя классовые противоречия роскошного центра и нищеты и антисанитарии рабочих окраин именно в Петербурге выступали с особенной остротой.

Идея сохранения сложившейся градостроительной структуры оказалась для Ленинграда особо плодотворной, поскольку с самого начала исключила возможность появления каких-либо крайних предложений. Продолжение и развитие лучевой планировочной системы центрального района делало вполне логичным веерное размещение новых территорий города на юг, юго-запад и юго-восток.

Эти территории по отношению к приморской части были расположены на более высоких отметках, что защищало их от наводнений. Основной композиционной осью южного, наиболее интенсивно застраиваемого направления становился Московский проспект — продолжение Международного проспекта, идущего от Сенной площади.

Для транспортной связи новых районов, намеченных генеральным планом по обе стороны Невы, была запроектирована дуговая магистраль, которая через новый Володарский мост выходила на правый берег в районе Малой Охты, обеспечивая тем самым развитие города в восточном направлении. Вся территория между новыми лучевыми направлениями делилась системой поперечных улиц на большие кварталы (9-15 га) — впоследствии микрорайоны.


Ленинград. Схема развития города по проекту 1935 г. Л. Ильин


Ленинград. Схема развития центра города по проекту 1940 г. Н. Баранов

В отличие от Москвы в Ленинграде не возникала необходимость первоочередной реконструкции центральных районов и магистралей. Это обстоятельство предопределило размещение нового жилищного строительства Ленинграда на практически свободных территориях. Проектирование новых жилых комплексов и отдельных зданий осуществлялось на основе всесторонне разработанных проектов застройки больших кварталов и целых районов, хотя и здесь реальное строительство зачастую располагалось прежде всего вдоль главных магистралей. В первую очередь застраивались Автово, расположенное на юго-западе (за Кировским заводом), район Московского шоссе, расположенный за заводом «Электросила», район Щемиловки, ограниченный дуговой магистралью и Невой, и район Малой Охты на противоположном берегу Невы, примыкающий к будущему мосту им. Володарского.

Жданов уже в начале августа 1935 г. утверждает в ЦК и Совнаркоме «основные установки к Генеральному плану развития Ленинграда». 26 августа 1935 г. на объединённом пленуме Ленинградского горкома ВКП(б) и Ленсовета в своем докладе он намечает основные направления: «Нам нужно тянуть наш город на юг, восток и юго-восток. Мы должны, как говорил товарищ Сталин, совершить эту задачу в минимальный исторический срок и вывести Ленинград из затопляемых мест. Развитие города должной пойти вверх по Неве, с выходом на незатопляемые места, по следующим основным магистралям – правый и левый берег Невы, Лужское шоссе, Московское шоссе…»

Однако в новом генеральном плане Ленинграда были и существенные недостатки. Чрезмерно низка была норма плотности, принятая для новых жилых районов, — не более 3000 м2 жилой площади на 1 га. Резко были преувеличены размеры новых городских площадей вопреки сложившемуся пространственному масштабу города. Особенно ярко это проявилось в попытке переместить центр города из исторически сложившегося района и создать фокус притяжения общественной жизни всего города в новой части. Для этой цели создавалась огромная площадь на месте пересечения Московского проспекта с дуговой магистралью. На этой площади в 1940 г. было в основном закончено строительство крупного сверхмонументального по архитектуре здания Дома Советов (Н. Троцкий, Я. Свирский и др.).

В 1938 г. при корректировке генерального плана Ленинграда Н. Баранов и А. Наумов (при участии Е. Катонина) решительно пересмотрели его экономическую основу и, сохраняя те же планировочные принципы, подняли плотность до 5000—5500 м2 жилой площади на 1 га, что позволило сократить территорию города с 55 тыс. до 48 тыс. га, повысить экономичность текущей застройки, сделать ее более компактной и выразительной, Одновременно много внимания было уделено обводнению и озеленению города. Главное же достоинство скорректированного генерального плана состояло в реализации идеи выхода городской застройки к морю.

Учитывая микроклиматическое значение больших массивов зелени в городе, было запроектировано развитие Центрального парка культуры и отдыха на Каменном, Елагином и Крестовском островах. Были предусмотрены также общегородские парки, в частности на Озерках, в северо-западной части города. На новых магистралях предусмотрены были зеленые бульвары, обильная зелень — в новых кварталах застройки. Для Ленинграда эти мероприятия имели особо важное значение, поскольку старый Петербург, даже в аристократической части, почти не имел в застройке зелени, не говоря уже о рабочих районах вблизи крупных заводов.

Согласно плану, в 1935-45 годах Ленинград предполагалось развивать на юг по Пулковскому меридиану, вдоль Московского шоссе (ныне Московского проспекта). В этом районе новым городским массивам не угрожали бы ни невские наводнения, ни обстрел дальнобойной артиллерии с финской территории в случае военных конфликтов. Такой план развития с переносом основной застройки на незатопляемые территории позволял отказаться и от строительства дорогостоящей дамбы.

10-летний план так же предусматривал сохранение исторического центра города, откуда предполагалось переселить в новые кварталы часть населения, плотно стиснутого в коммуналках центра, и вывести за черту города «пожароопасные и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия». Петергоф, Ораниенбаум и Детское (Царское) Село превращались в места отдыха горожан.

За 10 лет планировалось построить 9 миллионов кв. м. нового жилья (при имевшихся на тот момент 16 миллионах). Территория города увеличивалась в два раза, сдвигаясь на юг. Строительство на новых городских землях с относительно сухим, здоровым микроклиматом начиналось целыми кварталами в трёх южных районах – Московском, Кировском, Володарском. При этом дома в новых кварталах строились не скученно, больше половины территории отводилось под зелёные насаждения, создававшиеся столь же централизованно. Низменные, заболоченные территории в местах нового строительства переделывались в парки. Новые кварталы впервые в истории города строились сразу с необходимой инфраструктурой – магазинами, школами, детскими садами.


Строительство ленинградского Дома Советов, главного здания создаваемого нового городского центра, завершилось к маю 1941 г. Оставались лишь некоторые отделочные работы, и самый большой административный дворец СССР планировали торжественно открыть 7 ноября 1941 г. Сам же новый центр Ленинграда должен был окончательно возникнуть через 5 лет, в 1945 году. Поэтому, в том же мае 1941-го полным ходом развернулись работы по строительству ленинградского метро – второго в СССР после Москвы. За год предполагалось проложить тоннели первой линии.

В начале июня 1941 г. ленинградские метростроевцы приступили к созданию вестибюля первой подземной станции. Все планы мирного строительства отменила война.

Была отклонена идея переноса центра города, и это, несомненно, было правильно как в функциональном, так и в архитектурно-художественном отношении. Мастера архитектуры XVIII и первой половины XIX в. создали поразительный по силе художественного воздействия городской центр. Ансамбли Петербурга вошли в сознание людей как замечательные слагаемые великой русской культуры.
Авторы нового варианта генерального плана хорошо понимали это.

Tags: Питер, реконструкторы
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments