el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

Князь Александр Данилович Меншиков долгое время являлся ближайшим сподвижником Петра I, а в период с 1725 по 1727 годы и вовсе был фактическим правителем Российской империи. С 1703 года Меншиков являлся первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга, руководил строительством города и Кронштадта. В 1707 году Петр подарил ему огромную территорию — Васильевский остров. Именно здесь расположилась усадьба князя Меншикова, центром которой являлся Меншиковский дворец.


История Меншиковского дворца
На картах Петербурга 1720 года можно увидеть, что усадьба князя Меншикова занимала достаточно большую территорию, от нынешней Университетской набережной до набережной Макарова, то есть всю ширину острова в восточной его части. Постройка дворца началась в 1710 году. Архитекторами являлись Джованни Мария Фонтана (Лефортовский дворец, дворец Гагарина) и Иоганн Готфрид Шедель (дворец «Фаворит» в Стрельне).
-------------------------------
Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.


Кордегардия

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

Кадетский корпус
В 1727 году князь Меншиков был обвинён в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну.

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).

Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Современность
Первая научная реставрация здания прошла ещё в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. Тем не менее, реставрационные работы в Меншиковском дворце ещё продолжаются, хотя сделано уже очень много. Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.

В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

Внешний вид

Типичное барокко
Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается аттиком, в то время, как боковые ризалиты — вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и садовых строений, здание в плане стало замкнутым четырёхугольником.

Внутреннее устройство дворца[6]
Концепция
Несмотря на обязательные европейские заимствования в интерьере Меншиковского дворца достаточно исконно русских деталей. Само его устройство (погреба на цокольном этаже, «детская территория» с отличным от остального дворца декором) говорит об интуитивном соблюдении и переосмыслении мастерами русских традиций. Реставраторы мудро решили не переиначивать исторические варианты отделки, наложенные один на другой и местами под воздействием времени обнажившиеся до первого слоя. Архаичные художественные элементы словно подчиняют сооружение самобытным русским законам. Делают его Меншиковским дворцом, а не отголоском европейских архитектурных мод.

Цокольный и первый этажи
Сегодня для всеобщего обозрения представлены далеко не все комнаты Меншиковского дворца. Кирпичный свод цокольного этажа смыкается над служебными помещениями, между тем во времена Меншикова здесь располагалась необъятная винотека Светлейшего. Вина и пиво, подававшиеся на стол при каждой трапезе, хранились в девяти погребах, отдельно русские и заграничные. Также имелись овощные погреба. На цокольном этаже видны несущие конструкции одного из первых каменных зданий города-на-болотах.

Этажом выше располагались три кухни. На месте современной экспозиции — в двух шагах от жилых помещений — точно была не основная из трех. Здесь разогревали и украшали уже готовые блюда. В Поварне представлена коллекция посуды из глины, дерева и металлов и реконструированная кирпичная плита — новинка петровской эпохи.[7]

Изразцовые интерьеры
Меншиковский дворец одним из первых в Петербурге «вобрал» в себя появившуюся во Франции моду на изразцовые интерьеры. Бело-синяя расписная керамическая плитка задавала тон восточной части дворца, где во флигеле, находились детские. Светлейший князь велел выписать голландскую плитку в количестве 50 000 штук на «убранство палат»[8]. Изразцовый вопрос решало и отечественное производство: в 1719 году на кирпичном заводе в Стрельне приступили к работе обученные в Голландии русские художники.

Сейчас в общей сложности 27810 изразцов украшают стены четырех комнат: Варварин покой, Кабинет из прихожей, Спальня Меншикова и Предспальня (прихожая).[9] Керамические изображения делятся на восемь смысловых групп и имеют только художественное, но и прикладное значение.

Варварин покой принадлежал свояченице Меншикова, бессменной воспитательнице и няне для детей своей сестры: Александра, Александры и Марии. В этой комнате сразу обращает на себя внимание кровать с балдахином из камня и темного дерева. Считалось полезным спать полусидя, поэтому вместо подушки использовали валик, а само ложе делали немногим больше человеческого роста. На прикроватной стене висит гобелен приглушенно зеленого оттенка. Светлой и стройной комната кажется благодаря изразцовой отделке.

На глянцево-эмалевую поверхность плитки художник наносил общеизвестные, преимущественно библейские, сюжеты. Варвара Михайловна, читая или рассказывая что-то воспитанникам, могла проиллюстрировать свои слова, указав на соответствующий рисунок.


В Токарне можно увидеть станок, на котором работал Пётр I.

Ореховый кабинет. Плафонная живопись, неоднозначное авторство

Убранство Орехового кабинета
Ореховый кабинет — просторная светская комната, украшенная панно из орехового дерева — сохранил таинство декоративных росписей петровского времени. Его плафон расписывали несколько раз. Первый и второй слои — темперно-масляная техника по штукатурке и гризайль, тоновая живопись.

Самый ранний относят к 1711—1712 году. В центре композиции, на фоне черного с багровыми засветами неба — подобная Марсу фигура воина. В его лице можно усмотреть черты императора Петра. Держа в одной руке щит, воин победно замахивается мечом, окруженный атрибутами сражения: ядра, пушки, полковые знамена, барабан, трубы, пороховые бочки. Все это создает скорее былинный, нежели мифологический, ореол, исполненный воинской романтики. Автор росписи неизвестен.

Патетика произведения заставляет искать истоки образа в древнерусском искусстве: бога Марса представляли агрессивным, а лицо воина выглядит усталым. Несмотря на римскую божественнную «униформу», изображение воина сравнимо с архангелом Михаилом в настенных росписях Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве и в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры[11]

Второй слой плафонной росписи, как и первый, исполнен в ярких крикливых красках: красный, желтый, голубой. Крупный орнамент из цветочных гирлянд, амуров и лихо закрученных вензелей датируют 1715—1716 годом. Архивные документы называют те же имена художников, что и в первом случае: Адольские, А. Захаров. Но автор росписи, руководитель работ неизвестен.

Третий, постоянный слой, был создан Филиппом Пильманом ближе к концу правления Петра, большинство источников называют 1717-18 годы. Это классическая орнаментальная роспись, выполненная лионским художником-декоратором в n-ном поколении. Цвета становятся благороднее: кораллово-красный, оливковый темно-зеленый, а мотивы — геометрически выверенными. Ныне плафон, расписанный Пильманом, хранится в Эрмитаже. А мы видим на потолке Ореховой комнаты фрагменты живописи на подрамнике авторства Пильмана, и роспись «наподобие» на самом плафоне времен реставрации 1960-х годов.

Библиографические отсылки
Внизу по центру композиции (см. Плафонная живопись Орехового кабинета) находится одна конкретная историческая деталь, Книга Марсова: собрание гравюр и реляций, посвященных операциям русских войск против шведов во время Северной войны. Она печаталась в Санкт-Петербургской типографии с 1712 по 1716 годы с постоянными изменениями: добавлялись новые изображения и сведения, часть листов, наоборот, изымалась. Время создания первичной росписи совпадает с периодом, когда Петр задумывал издание Книги Марсовой. Поэтому изображение можно считать «анонсом» будущей энциклопедии сражений.

Черно-багровый овал с фигурой воина окружен эмблемами и слоганами («Согласие приносит победу», «Где правда и вера, тут и сила прибуде»), которые содержат в себе еще одну важную библиографическую отсылку. Научно-просветительские, философские девизы — неотъемлемая часть громкоголосой петровской эпохи. Русские мастера живописи и архитектуры черпали их, в том числе, из книги «Символы и эмблемата» — это сборник эмблем и миниатюр с афористичными подписями на разных языках, специально изданный Петром в Амстердаме.


Дубовая лестница
В Меншиковском дворце есть лестница-экспонат. Лестница, по которой никто не поднимается. Массивная, сделанная из дуба. Со ступеньками, продавленными с двух сторон. (С обратной стороны - в бытность охристого здания на университетской набережной кадетским корпусом.) Выполнявшая всегда, с момента постройки дворца и до последней реставрации, функцию главной дворцовой лестницы.
-------------------------------


Дворец выстроен в стиле петровского барокко. В некоторых источниках он обозначен как первое каменное здание Санкт-Петербурга, хотя Петропавловская крепость, выполненная также из камня, была заложена раньше него, еще в 1703 году. Петр называл Меншиковский дворец Посольским домом, там проводились различные мероприятия для царских особ: пиры, обеды, свадьбы.

После того как Меншиков в 1727 году был арестован и отправлен в ссылку, дворец был передан в ведение города. Впоследствии в нем располагался кадетский корпус. Сейчас же дворец является филиалом Эрмитажа и открыт для посещения для всех желающих.



Что посмотреть
Собрание музея очень обширно — здесь представлены предметы утвари, искусства и архитектуры различных стран, эпох, стилей. В каждом зале можно найти стойку со справочной информацией о помещении. На первом этаже находятся «Поварня», «Токарня», «Большая палата», «Кордегардия» (помещение для караула). На втором этаже, куда ведет лестница, располагаются разнообразные жилые помещения: кабинеты, спальни, столовые, большой парадный зал.

Стоит отметить, что интерьер залов выполнен в самых разных стилях: например, в предспальне стены выложены фаянсовыми плитками, в западной приемной оклеены шелковыми обоями, а в «ореховой» отделаны натуральным деревом. Посещение всех помещений дворца займет у вас не меньше пары часов. Стоимость взрослого входного билета — 300 рублей. В музее есть приятный бонус — как и все филиалы Эрмитажа, Меншиковский дворец можно посетить бесплатно в третий четверг каждого месяца. По понедельникам музей закрыт.


https://vk.com/rus.inger
https://vk.com/reg.inger
https://rus-inger.livejournal.com/
https://www.facebook.com/inger.rus/
https://www.facebook.com/groups/165355287352671
https://ok.ru/group/55137463369974
https://www.instagram.com/rus.inger/
https://rus-inger.bitrix24.site/
Tags: ВИО_Ингерманландский_полк, Питер, Россия, реконструкторы
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments