el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

Свирь - Колыбель Балтийского флота


2 февраля 1701 г. царь Петр I издал Указ, положивший начало Балтийскому флоту. Государь Пётр Алексеевич повелел начать строительство на Ладожском озере шести 18-пушечных кораблей и 9 вспомогательных судов.
Зимой 1702 года начали строить верфь на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. В 1703 году в Лодейном Поле на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь. Здесь было заложено 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин. Ещё одну верфь заложили на реке Волхов. Корабли, построенные на этих верфях, стали основой Балтийского флота. 22 августа 1703 года на Олонецкой верфи был спущен на воду первый корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт».

Готовясь к походу на шведскую крепость Нотебург, царь указом от 22 января 1702 года повелел стольнику Ивану Татищеву: «В оборону и на отпоръ против неприятельскихъ свейскихъ войскъ построитьна ладожское озеро военныхъ шесть кораблей на 18 пушек…» и для этого осмотреть местности на реках Сясь и Паша. Вместе с общим наказом Татищеву был послан и другой, который предусматривал, где брать средства, рабочих людей, материалы для судов и т.д. В конце его была сделана приписка: «И ты стольник наш, Иван Юрьевич, о том корабельном деле радел денно и ношно, чтобы те корабли сделать с великим поспешанием, как скорее возможно было тем кораблям вышеупомянутым реками в Ладожское озеро без всякой трудности… а буде ты о том корабельном деле радеть не станешь и от того учинится в том корабельном деле омедление и к удобному времени те корабли за твоим нерадением и оплошкою сделаны не будут, и за то от нас В.Г. быть тебе в опале и разорении без всякого милосердия…»

Поэтому в первую очередь Татищев и занялся промером Сяси, Свири и Паши, осмотром местности вокруг них.

14 февраля 1702 года он доносил Петру I: « По твоему указу В.Г., я холоп твой… и на реку Сясь, и на Пашу, и на Свирь реки ездил, и тех рек и Ладожского озера устья мелкие осмотрел и в аршины измерял, и где кораблей делать к спуску на воду ближе, те места осмотря описал… в устье Свири в 338 сажен в глубину воды по 3 с четвертью аршин… А по сказке тутошних жителей в летнее время в Свирском устье бывает вода в глубину 2 с четвертью аршина, а меньше не бывает».

Архивные документы сохранили свидетельства глубокого изучения Петром I всех условий, необходимых как для строительства верфи, так и для решения судоходных задач.

И окончательное решение о строительстве судоверфи царь принял в сентябре 1702 года во время беспрецедентного похода с четырёхтысячным войском от берегов Белого моря к Неве, когда ему пришлось двигаться и по Свири мимо того места, где сегодня находится город.

Суриков В.И. [1848—1916] Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов.

------
«Во время путешествия из Архангельска до истока Свири, Пётр был восхищен изобилием и богатством первобытных лесов и близ деревни Мокришвицы, где находится Лодейное Поле. Немедленно, в том же 1702 году заложил корабельную верфь, сделав начальником её находившего в его свите поручика Александра Меньшикова».

В Мокришвицах издавна местные жители делали рыбацкие лодьи. О том, что здесь строили не только лодьи, но и шитики, запечатлелось в самом названии деревни - Мокришвицы, от слова Мокрая швица или вица - ивовый прут.

Выбор места для верфи на Свири был совершенно закономерен:

1. Здесь издавна занимались судостроением, а значит имелись опытные мастеровые люди.
2. Чуть ли не в плотную к территории будущей верфи подступал корабельный лес, запасы которого были велики.
3. Неподалёку отсюда строились олонецкие металлургические заводы, которые должны были изготовлять пушки и ядра для вооружённых судов. Создание верфи и адмиралтейства на Свири шло ускоренными темпами. В январе 1703 года на место строительства прибыл будущий комендант верфи И.Я. Яковлев, и работа оживилась. Вскоре за ним сюда потянулись корабельные мастера с судостроительных верфей Воронежа, Азова, Казани, Архангельска, солдаты и матросы.

За короткий срок на левом берегу Свири, в месте сегодняшнего центра города Лодейное Поле, были возведены кузницы, смольни, канатно - прядильный двор, чертёжные мастерские, провиантские амбары и другие строения, необходимые для нормального обеспечения деятельности кораблей. Но «первым делом был здесь создан походный храм во имя апостола Петра, устроен дворец для пребывания государя…».

24 марта 1703 года по приказу губернатора края А.Д. Меншикова на Свири были заложены первые суда: фрегат «Штандарт», галиот - почтбуера «Бельком», «Бир-Драгер», «Зов-драгер» и др.

Уже 22 июня 1703 года было спущено на воду первое судно - почтовый галиот под названием «Курье».

Знаменательной датой в истории верфи и всего Балтийского флота стало 22 августа 1703 года, когда со стапелей сошел первенец крупного Балтийского военного кораблестроения 28-пушечный фрегат «Штандарт». Он был построен под руководством голландского корабельного мастера Выбе Гереса.

На торжественном спуске «Штандарта» на воду присутствовали Пётр I, Александр Меншиков, Иван Татищев и другие приближённые к царю лица.

8 сентября 1703 года на новом корабле в сопровождении 6 судов Петр I с гордостью покинул Олонецкую судоверфь.

Символично название этого корабля. На развевающемся ветру императорском флаге, или, как его называли, штандарте, изображался двухглавый орёл, который раньше держал карты трёх морей - Белого, каспийского, Азовского, а теперь - и четвёртого Балтийского моря. То есть, Пётр и не сомневался, что Балтика будет за Россией. Этот психологический прием поднятия боевого духа моряков, думается, сыграл не последнюю роль в сражении России за выход к балтийскому морю.

Позднее «Штандарт» стали называть первенцем Балтийского флота. Он стал одним из грозных для противника кораблей, участвовавших во многих баталиях Северной войны.

Интересна судьба этого фрегата. Восемь лет фрегат «Штандарт» находился в строю и в 1711году прошёл капитальный ремонт. Всего фрегат прослужил 26 леи и в 1729 году был разобран. Такой длительный срок службы для корабля русской постройки был исключительным. Очевидно, фрегат был построен из отборного леса и находился в руках заботливых командиров.

В 1719 году по указу Петра I он был помещён в Кронверкскую протоку Петербурга, где должен был по замыслу царя «охраняться вечно как первенец флота и памятник отечественного кораблестроительного искусства». Увы, до наших дней памятник не сохранился, но реальная слава балтийской эскадры пережила его на целые столетия.

В первые годы существования верфи на Свири работы на ней велись напряжённо, в полную силу. Сюда нередко приезжал Пётр I, и не только в торжественные дни спуска кораблей. В марте 1704 года он осматривал готовые и сторящиеся суда, давая указания корабельным мастерам и строителям, ведь он хорошо разбирался в судостроении, пройдя большую школу на верфях Голландии и Англии, где изучал морское дело и работал рядовым плотником. В сентябре и октябре 1704 года то в чертёжных мастерских, то в смольнях - всюду можно было видеть могучую фигуру Петра.

Олонецкой верфи на Свири и постройке на ней первых судов для Балтийского флота Пётр I уделял много внимания.

Интересно, что за труды свои на Олонецкой верфи он назначил себе государственное жалование. От имени царя он слал самому себе как Петру Алексеевичу Михайлову и распоряжения. Сначала как главному корабельному мастеру верфи, затем как капитану - командору, после как арир - адмиралу и, наконец, как вице - адмиралу.

Более 100 кораблей построила Олонецкая верфь за годы Северной войны. И не было, пожалуй, ни одного морского похода, ни одной крупной разведывательной баталии, в которых они не участвовали бы.


Верфь на Свири официально именовалась Олонецкой (судоверфь входила в границы Олонецкого уезда Олонецкой губернии) Но любопытно, что в походном журнале («ярнале») Петра I за 1703 год встречаются такие фразы: «Приехали в Лоденою (вероятно, Лодейную) пристань». Так верфь именует и А.Д. Меньшиков в письме коменданту верфи Яковлеву от 30 мая 1703 года, а в письме тому же Яковлеву от 20 июня 1705 года Крюйс называет территорию верфи «Лодейное Поле». Возможно, так в переписке и родилось название города. Так, очевидно, верфь именовали в быту.

Вначале, когда особенно остро ощущалась потребность в боевых кораблях, на Олонецкой верфи работали день и ночь. В последующие годы жизнь здесь порой совершенно замирала и были периоды, когда с ее стапелей не сходило ни одного корабля. Не хватало рабочих рук, которые требовались и на Олонецких металлургических заводах, и на строительстве Адмиралтейской верфи, и оружейного арсенала в Петербурге, и на прорытии Ладожского канала.

Центр судостроения переместился в Санкт - Петербург. Туда стали отправлять крестьян из уездов, ранее приписанных к Олонецкой верфи. Иногда даже мастеровых людей снимали с судостроительных работ на Свири.

В октябре 1707 года вице-адмирал Корнелий Крюйс, которому Пётр I поручил заведовать верфью. Доносил царю, что адмиралтейство на Свири опустело, суда строить некому. Пётр приказал приписать к верфи все деревни, расположенные от Волхова до Свири и далее Онежского озера.

С созданием верфи изменилась вся окружающая её местность. Поредел лес: его вырубали на нужды судостроения. Всюду виднелись угольные ямы и смолокурии. В адмиралтействе строилось всё больше новых зданий, а невдалеке отнего, вдоль старинного Архангельского тракта, который шёл по левому берегу Свири, росли избы, в которых селились крестьяне, работавшие на верфи.


---
Свирь – одна из больших рек, протекающих по территории Ленинградской области. Располагается она неподалеку от Карелии. Свирь соединяет два великих озера Европы - Онежское и Ладожское. Длина реки 224 километра. Свое начало река берет из вод Онежского озера, неподалеку от поселка Вознесенье. Конечной точкой является впадение в воды Ладожского озера.

В наше время на реке можно увидеть два гидрологических узла – Нижнесвирский и Верхнесвирский, которые условно разделяют реку на несколько частей. Общая протяженность реки составляет 224 километра, приблизительная площадь ее водного бассейна – 84 400 квадратных километров.

На ее берегах можно увидеть немало населенных пунктов, большая часть из которых – небольшие поселки и деревни. Всего на территории реки находится 25 поселений, из которых городов лишь два. На всем своем протяжении в реку впадает более 30 притоков, некоторые из которых являются судоходными.

Большую часть своего пути река проходит в низине, образовавшейся во времена схода ледника. Характер у реки достаточно спокойный, равнинный. Берега ее отличаются асимметричностью – левый берег существенно выше правого. Практически вся территория реки покрыта густой растительностью, иногда чередующейся с лугами.


Свирь – очень широкая река. Ширина ее русло находится в пределах от 100 метров до 12 километров. Максимальной ширины водоем достигает в районе Ивинского разлива. За счет того, что река начинается из Онежского озера, оно достаточно полноводная и уровень воды в ней стабильный.

Дно реки представлено преимущественно илом, глинами и песком. Раньше уровень воды в реке был поменьше, на ее территории можно было увидеть множество опасных порогов, однако после строительства местных гидроэлектростанций, вода в реке сильно поднялась. Теперь река представляет из себя нормальный глубоководный путь.

В зависимости от погодных условий лед на реке может находиться до полугода. Первый лед здесь образуется в конце осени. В местной воде можно увидеть немало видов рыбы, некоторые из которых запрещено ловить. На территории реки можно увидеть Нижнесвирский заповедник. Из местных достопримечательностей стоит отметить Стороженский маяк.

Историки отмечают, что нормально использовать реку начали лишь во времена Петра Первого, в период Северной войны. В самых широких местах реки можно увидеть множество небольших островов, самым известным из которых считается Иванькоостров.
С каждым годом в местной воде становится все больше меди, железа и марганца. Уже в 13 столетии территория реки вошла в состав Новгородских земель.

Первые торговые суда пошли по реке еще в 10 веке – археологи обнаружили на ее дне немало иностранных монет того времени. Во времена Древней Руси Свирь являлась частью Волжско-Невского водного пути.

Tags: ВИО_Ингерманландский_полк, Ленобласть, Питер, реконструкторы
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments