21 апреля 1735 г. родился Иван Кулибин, русский механик-самоучка, изобретатель. Его имя стало нарицательным. Но что именно он изобрел?
⠀
Водоход
В 1804 г. Кулибин построил водоход — речное судно с водоотталкивающим мотором, позволяющим двигаться против течения. Идея появилась у него ещё в детстве: будучи маленьким мальчиком он был потрясен картиной тяжёлого труда волжских бурлаков. С тех пор он мечтал создать то, что сможет облегчить им жизнь.
⠀
Одноарочный мост
Первая в истории модель 298-метрового одноарочного моста была сконструирована Кулибиным в 1769-1787 годах. Деревянный макет с решетчатыми фермами разместился в Таврическом саду, на несколько лет соединив берега речного канала. Настоящий мост так и не был построен, но Иван Кулибин вошёл в историю как человек, который ввёл идею моделирования сооружений в практику мостостроения.
⠀
Самокатная повозка
В 1791 г. Кулибин собрал механический экипаж, ход которому давал человек, крутящий педали, а не привычная упряжка лошадей. Более того, он оснастил её коробкой скоростей, тормозами и маховиком. Она оказалась «матерью» автомобиля Карла Бенца.
⠀
Поднимающееся кресло
Лифт для Екатерины II тоже изобрёл Иван Кулибин. Он представлял собой небольшое кресло, на винтах перемещающееся вниз и вверх, и служило как для развлечения придворных, так и для удобства самой Императрицы.
⠀
Механическая нога
Кулибин усовершенствовал протезную систему. Он создал механическую ногу для поручика Сергея Непейцына, пострадавшего при штурме Очакова. С тех пор Непейцына прозвали «железная нога», а идея Кулибина позже получила своё развитие во Франции.
⠀
Часы в пасхальном яйце
В 1764-1767 гг. Иван Кулибин создал уникальные по тем временам часы. Корпусом стало золотое яйцо. Там же поместился и театр-автомат: каждый час подвижные фигурки разыгрывали сцену из Евангелия о Воскрешении Иисуса Христа. Для сбора таких часов Кулибину потребовалось 427 деталей и 5 лет работы.
⠀
Perpetuum mobile
В последние годы о Кулибине ничего не слышали. Поговаривали, что перед смертью он работал над проектом вечного двигателя, но так и не успел завершить начатое.

Journal information