el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Categories:

В 1431 г. псковичи построили город Выбор




Граница Выборского и Вороничского уездов Псковской земли. Рядом проходила дорога, связывающая города Выбор и Воронич. Несколько сохранившихся средневековых каменных крестов и фундамент храма напоминают о существовавшем на этом месте погосте, расположенном на господствующей возвышенности. Высеченный из известняковой плиты крест вероятно имеет не местное происхождение и был привезен сюда, т.к. большинство каменных крестов в округе изготовлено традиционно из местного гранитного камня.
==================
Губы Завелицкой засады полукольцом охватывали уезд одного из древнейших городов Псковской земли Изборска, впервые упомянутого в Повести временных лет под 862 г. Границы Изборского уезда XVI-XVII вв. которого восстанавливаются по сохранившимся до наших дней населенным пунктам, а также гидронимам. В составе уезда известны реки Бдеха и Пачковка. Западную часть уезда занимали Щемерицкая и Пониковская губы, а в составе последней известны д. Бухолово, Терехово, озеро Лидовское. Южная граница уезда, судя по расположению Щемерицкой и Локонской губ, видимо, доходила до реке Кудебь. Территории Павловской губы Изборского уезда и Колбежицкой губы Завелицкой засады разграничивались средним течением реки Щепец таким образом, что деревни Заречье, Шахницы и озеро Кряковское оставались в Изборском уезде. На западе Изборский уезд по реке Пимже граничил с немецкими владениями. Это подтверждается сообщением псковских летописей от 1341 г., в котором говорится об основании немцами Нового городка (замок Нейгаузен) "...на реце Пивжи на псковской земле...".

Большая часть границы Дубковского уезда приходилась на Псковско-новгородский рубеж. Упоминание в Навережской и Лоской губах озёр Судомцо и Долосцо, реки Судомы, деревень Вязовицы, Островницы, Курово, Шиловой горы и других маркирует пограничье между землями. Западная граница уезда проходила через озеро Черное, которое было поделено между Дубковским и Володимерецким уездами. По Спасской губе протекала река Севка, вытекающая из озера Сево. На границе в Выборским уездом по реке Щерлятке располагались деревни Лоской губы.

В 1431 г. псковичи построили город Выбор: «заложиша город новый в Котельньском обрубе и нарекоше ему имя Выбор ...». Южная и юго-восточная границы Выборского уезда проходили южнее реки Сороть и озера Милья, входившего в Богородицкую губу. Большую часть уезда по течению реки Дубницы занимала губа псковского пригорода Котельно – прежнего центра округи, погибшего во время пожара в 1428 г. К рубежу с Вороничским уездом выходили земли Крекшинской губы, к Вревскому уезду – Кузмодемьянской губы.

В 1462 г. «псковичи заложиша иный городок новый на Володцыне горе и нарекоша ему имя Володимирец...» . Володимерецкий уезд занимал небольшую территорию по течению рек Лучинки и Лиственки и граничил с Рожницкой засадой Псковского уезда Дубковским и Выборским уездами. Северная часть относилась к Голубеницкой губе (Доброе Поле, Великое Село, южная – к Сигорицкой (Захново, Сонино, Козлово). Ближайшие к городу пункты находились в составе Никольской губы.

*Псковская земля в XIV-XVII вв. (территория и границы)

=======================

Городище Воронич с одноименной деревней расположено в 3 км к северо-западу от посёлка Пушкинские Горы по соседству с усадьбой Тригорское на берегу реки Сороть. В одноименной деревне проживает несколько десятков человек. В 1936 году накануне 100-летия смерти Александра Сергеевича Пушкина территория городища Воронич была включена в состав Пушкинского Заповедника.

Первое упоминание о Ворониче встречается в псковской летописи и датируется 1349 годом. Крепость была основана на холме при впадении речки Воронец в Сороть. Этот псковский пригород 14-16 веков стоял в первой линии приграничных укреплений, защищавших Псков и Великое Московское княжество с запада и юго-запада наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Дубков, Остров, Велье, Опочка и др.). Пригород, расположенный на тракте из Москвы и Пскова на Литву и Польшу вблизи переправы (средневекового моста) через Сороть имел важное торговое значение, здесь ежегодно проводились ярмарки. Старая дорога из Москвы на Псков шла через Воронич.

Крепость располагалась на высоком холме и была обнесена деревянной стеной со сторожевыми башнями по углам. В ней располагались склады с оружием и боеприпасами, а также продовольствием. Внутри были «осадные клети», служившие убежищем для местных жителей, когда на город надвигалась опасность.
На территории крепости находилось два храма. Уцелела часть древнего фундамента Егорьевской церкви, сгоревшей в 1913 году. В 2007 году на месте старого фундамента воссоздали храм Святого Георгия. Также сохранились ограда из камня и древние каменные кресты (15 – 16 вв.), отреставрированные в 1984 году. При входе на погост можно увидеть сложенные древние каменные ядра от орудий, найденные во время раскопок.

В 16 веке до разорения польским королем Баторием Воронич был самым крупным пригородом Пскова с население более двух тысяч жителей. В 1587 году здесь было 65 лавочных мест, 39 дворов белых, 371 черный двор, 228 осадных клетей, 18 житниц, винные и пивные производства. Пригороду Вороничу подчинялся обширный уезд.

Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Значительный доход местным крестьянам приносило выращивание и обработка льна. Были развиты гончарное и кузнечное ремесла. Большую часть населения Воронича, помимо ремесленников, военных, торговцев и землепашцев, составляло духовенство.

Воронич по свидетельству документов из архива местной епархии был крупным духовным центром Псковской земли, в нем и окрестностях находилось несколько десятков церквей и монастырей. Главный храм – церковь Святого Георгия – располагался в центре крепости. На Ямской улице Горнего (Великого) посада (сейчас территория деревни Воронич) находились храмы Ивана Милостивого и Воскресения Христова, а также женский монастырь Успения Богородицы. На окраине посада, на «Буй-горе» стояла приходская церковь Ивана Предтечи. В ходе археологических раскопок в 1995 году обнаружены фрагменты поселения на правом берегу Сороти с храмами Космы и Дамиана (на их месте установлен и освещен крест), а так же Спасского монастыря «с Чичаковой горы». В церковных документах упоминаются также Никольский, Ильинский, Покровский и Михайловский монастыри. От последнего впоследствии получила название усадьба Ганнибалов и Пушкиных.

В течение 14 – 16 вв. приграничные псковские земли подвергались постоянным нападениям ливонских рыцарей, литовских и польских феодалов и служили ареной кровопролитной борьбы русских людей с иноземными захватчиками. В 1406 и 1426 годах крепость осаждал литовский князь Витовт. В 1521 году Великий князь Московский Василий III Иванович сделал Воронич сборным пунктом псковских, новгородских и московских дружин для похода против Литвы. 29 ноября 1546 года в Ворониче побывали его сыновья — молодой царь Иван Васильевич (Грозный) с братом Георгием. По повелению Ивана Грозного в 1569 году для укрепления пограничья Московского государства на высоких Синичьих горах был основан Святогорский монастырь.

Крепость Воронич верно служила Пскову более трех веков и пала лишь во время Ливонской войны, полностью разрушена в 1581 году войском польского короля Стефана Батория. С этого времени место называлось городищем. В Ворониче сохранилось два храма – Великомученика Георгия на городище и Воскресения Христова на Великом посаде. Со временем возобновилась торговля на ярмарках.

Вскоре очередные военные грозы вновь опустошили край. В Смутное время в 1610 году Воронич разорили польские войска, а в 1634 году крепость окончательно потеряла стратегическое значение. После заключения 30 января 1667 года Андрусовского перемирия с Речью Посполитой Воронич потерял свое оборонительное значение, а после установления в 1686 года «Вечного мира» набеги иноземцев на псковские пригороды прекратились. Псковская земля перестала быть беспокойным порубежьем и город-крепость Воронич прекратил свое существование.

Во время Северной войны, в 1706 - 1708 годы Петр I проезжал через Воронич из Петербурга в русские войска и обратно. В Отечественную войну 1812 года через Воронич проходили петербургские отряды народного ополчения, которых из Царского Села провожали лицеисты.
В 1708 (или 1719) году пригород Воронич был приписан к уездному городу Опочке Псковской провинции. Местные земли с крестьянами отошли к царской вотчине. Самодержцы дарили имения своим приближенным вельможам. Так, большая часть Михайловской губы перешла во владение Ганнибалов, Егорьевской – во владение Вындомских.

В 19 веке от крепости Воронич осталась лишь часть земляного вала на горе. Во время ссылки Александр Пушкин часто посещал городище Воронич, о чем свидетельствует первоначальное заглавии к трагедии «Борис Годунов»: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве, писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7338, на городище Воронич». 7 апреля 1825 года Пушкин вместе со своей подругой Анной Вульф отслужил панихиду в Егорьевской церкви по английскому поэту лорду Байрону, умершему в Греции.

На посаде крепости в деревне Воронич сохранились остатки фундамента древнего Воскресенского храма (Воскресения Христова). Деревянная, на каменном фундаменте Церковь Воскресения Христова была построена в 1789 году. В 1869 году на средства помещика генерала Шелгунова в церкви был устроен новый иконостас. В приходе были две часовни, одна каменная и одна деревянная. Церковь содержалась прихожанами, самыми известными из них были члены семьи Пушкиных-Ганнибалов, значительные вклады делали друзья и соседи родителей Александра . Пушкина Шелгуновы, владельцы усадьбы Дериглазово. Во время ссылки церковь иногда посещал и молился Александр Пушкин. В метрической книге церкви есть запись о кончине и погребении деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала, 12 октября 1806 года. На старом кладбище в Ворониче находится могила Вениамина Петровича Ганнибала, дяди Александра Пушкина, и покоится прах священника Иллариона Раевского, служившего в храме и знавшего самого поэта и всю семью Пушкиных.

В 1900 году в церковный приход входили пригород Воронич, села Дериглазово, Петровское и многочисленные деревни, всего начитывалось 2784 прихожан. По состоянию на 1 июня 1931 года церковь была действующей. Потом церковь была закрыта, но к началу войны находилась еще в хорошем состоянии.
В 20-е годы двадцатого столетия местный священник Василий Гаврилович Черепнин (1871-1939) был лишен избирательных прав, а часть его большого дома использовалась Ленинградским Пушкинским обществом. Когда в стране началась паспортизация населения, документ отец Василий не получил. В 1933 году по ходатайству советских писателей Константина Федина, Ольги Форш и других, поддержавших местных жителей, священнику были возвращены гражданские права, и он получил возможность работать пчеловодом в сельхозартели имени Пушкина. Затем работал садовником и счетным работником в Пушкинском заповеднике. В 1935 году дом со всеми хозяйственными постройками и фруктовым садом был продан Пушкинскому обществу с правом проживания бывших хозяев в одной из комнат. В 1937 году бывший священник с семьей покинул родные места и поселилися в погосте Самино на Вологодчине, где скончался в 1939 году[1].

Во время войны Церковь Воскресения Христова была вновь открыта с согласия немецкой оккупационной администрации, и в ней служил священник Псковской Православной миссии Владимир Толстоухов. Погибла церковь в конце войны. В 1983 году силами добровольных помощников Пушкинского заповедника из города Ивано-Франковска (Украина) безвозмездно заново возведен фундамент церкви, а в 1995 году рядом поставлена часовня.

Деревянная, на каменном фундаменте Церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия построена прихожанами в 1760 году. Предполагается, что церковь восстановлена на фундаменте церкви, сожженной поляками в XVI веке. В 1891 году возобновлен иконостас. В приходе находилось четыре земские школы.

С этой церковью самым тесным образом были связаны друзья А.С. Пушкина, здесь их крестили, венчали и отпевали. В 1833 году венчалась Александра Ивановна Осипова, приёмная дочь П.А. Осиповой, с псковским полицмейстером майором Петром Николаевичем Беклешовым. В 1813 году в метрической книге сделана запись о смерти 28 января Александра Максимовича Вындомского, отца соседки и доброй знакомой Пушкиных Прасковьи Александровны Осиповой, а в 1859 году, 7 апреля, сделана запись о её кончине.

В 1914 году в приход входили пригород Воронич, села Воскресенское, Вече, Лысая Гора, Тригорское и многочисленные деревни, всего насчитывалось 3286 прихожан. Утверждали, что Георгиевская церковь сгорела от удара молнии в 1911 году. Но документы свидетельствуют, что последняя служба в ней состоялась 25 декабря 1925 года. Во время войны храм был разрушен.

По инициативе Пушкинского музея-заповедника и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и архиепископа Псковского и Великолукского, ныне митрополита, Евсевия церковь восстановлена в 2005 – 2007 годы. Строительство шло по старинным технологиям на средства благотворительного фонда «Общество друзей Пушкиногорья» на фундаменте прежней церкви. Три иконы середины 19 века (Господь Вседержитель, Святой Иоанн Предтеча и образ Божией Матери) подарены храму корреспондентом «Литературной газеты» Наталией Боргин, выкупившей их в Австрии для Георгиевской церкви. Необходимую реставрацию провел Савва Васильевич Ямщиков. Храмовую икону Чудо Святого Георгия о змие и еще 28 икон, спасенных от контрабандистов, храму передали из управления Федеральной службы безопасности России по Псковской области. В храме есть еще одна современная икона, бисерного шитья, Преподобного Серафима Саровского.

На городище Воронич у восстановленной церкви Святого Георгия находится родовое кладбище владельцев Тригорского. Здесь погребены А. М. Вындомский, члены семейства Осиповых-Вульв — Прасковья Александровна Осипова, её муж и сын Алексей Вульф. Рядом с церковью похоронены бывший директор Пушкинского заповедника Семен Гейченко с супругой и российский реставратор, историк искусства и публицист Савва Ямщиков.

В 2013 году в Пушкинском заповеднике был организована выставка «Город, который был. Воронич».

Достопримечательные места и легенды Выборской земли
Данная публикация посвящена исследованию поселений бывшей Крекшинской губы Выборского уезда Псковской земли, территория которой простиралась по правую сторону реки Висловка, далее вдоль правого берега реки Милья до впадения в Сороть, и границ с Вороничским и Вревским уездами.

Административный центр Крекшинской губы и сельского прихода находился на месте древнего погоста в Крекшино с церковью св. Николая Чудотворца. Погост Крекшино расположен на утопающей в кронах деревьев возвышенности, на окраине деревни Крюково Выборской волости Новоржевского района.

До конца XVIII века к приходу церкви св. Николая Чудотворца в Крекшино относились поселения, преимущественно принадлежавшие Татищевым, а также Коновницыным, Щербининым и Корсаковым.

История землевладений Татищевых в Крекшинской и Козмодемьянской губах Выборского уезда начинается со времен царя Ивана Грозного. Первыми известными владельцами поместий были Афанасий и Иван Татищевы, входившие в ближайшее окружение Ивана Грозного и его опричный двор. Землевладениям Татищевых ранее была посвящена отдельная статья.

Самое раннее упоминание о Крекшино и церкви св. Николя Чудотворца в сохранившихся документальных источниках встречается в Писцовых книгах 1585-1587 годов. Не вызывает сомнений, что храм существовал на этом месте ранее.

Средневековый каменный крест на погосте Крекшино
О погосте на Крекшинской горе напоминают каменные средневековые кресты, остатки фундамента с крыльцом церкви св. Николая Чудотворца и фрагменты ограды сельского некрополя, сложенной из местного гранитного валуна. По рассказам старожилов, Никольская церковь была разрушена в 1943 году во время боевых действий. Несмотря на невосполнимые утраты, можно воссоздать внешний вид и внутреннее убранство храма по описанию рубежа XVIII-XIX в.

Известно, что церковь св. Николая Чудотворца в Крекшино была сооружена из дерева, обшита тесом и имела придел преподобного Александра Свирского (1448-1533).

Посвящение придельной церкви памяти преподобного Александра Свирского на Псковской земле исключительный случай. Почитание этого святого в основном было распространено в Новгородских землях. Общецерковное почитание преподобного установлено при Иване Грозном в 1547 году. Согласно житию, преподобный Александр Свирский - единственный из русских святых и второй после ветхозаветного Авраама был удостоен явления Святой Троицы.

Остатки фундамента церкви св. Николая Чудотворца в Крекшино (Крюково)
Крыльцо церкви св. Николая Чудотворца в Крекшино
Верх церкви венчала глава, покрытая деревянным лемехом. К храму была пристроена четырехугольная колокольня, на которой были закреплены пять колоколов. Самый тяжелый колокол весил «тридцать четыре пуда и шеснадцать фунтов». По свидетельству местных жителей колокола были сняты немецкими солдатами и вывезены в Великие Луки, а далее в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба колоколов до сих пор не известна.

Внутренний интерьер церкви св. Николая Чудотворца и придельной церкви Александра Свирского имел богатое для небольшого сельского храма убранство с трехъярусными иконостасами украшенными позолоченной резьбой и резными позолоченными ангелами.

Выкрашенный «зеленою краскою» иконостас Никольской церкви имел позолоченные резные царские врата. В первом ярусе иконостаса церкви по правую сторону от царских врат были помещены «позлащенные» иконы Спасителя и святителя Николая Чудотворца. По левую сторону – «образ божией матери с предвечным младенцем». Северные двери иконостаса расписаны иконографическим изображением архангела Гавриила. Во втором ряду иконостаса помещались четыре иконы праздничного чина: образ Богоявления Господня, образ Преображения Господня, образ Воздвижения Честного Креста и образ Рождества Христова. Центральное место третьего яруса иконостаса занимал образ Воскресения Христова. По правую сторону от него находился образ Успения, а по левую сторону – образ Входа Господня в Иерусалим.

Иконы св. Николая Чудотворца и Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому
Трехъярусный иконостас в придельной церкви Александра Свирского также имел резные позлащенные царские врата, с иконографическими изображениями Благовещения и четырех евангелистов. Над царскими вратами в позолоченном резном сиянии помещалось резное посеребренное изображение Святого Духа. Над сиянием располагались резные позлащенные фигуры двух ангелов.

В первом ряду иконостаса по правую сторону от царских врат помещался образ Спасителя, а над ним «образ ангела божия позлащенный» и храмовый образ преподобного Александра Свирского. По левую сторону от царских врат находился образ Божией Матери, над которым также помещался резной позлащенный образ Ангела. Северные двери иконостаса расписаны иконографическим изображением Архистратига Михаила и над ним позлащенный образ ангела. Во втором поясе иконостаса помещались четыре иконы праздничного цикла: образы Вознесения Господня, Богоявления Господня, Входа во храм Пресвятой Богородицы и образ Сретения Господня.

В центре третьего ряда иконостаса помещался образ Господа Саваофа, над ним резной позлащенный образ Ангела Божия. С правой стороны от иконы находился образ Сошествия Святого Духа. По левую сторону - образ Рождества Пресвятой Богородицы. Перед иконами иконостаса возжигались медные лампады.

За клиросом церкви находились иконы св. Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Нила Столбенского, Дмитрия митрополита Ростовского, св. мучеников Фрола и Лавра. Над перечисленными иконами помещался «образ Живоначальныя Троицы…пред нея лампада медная». Напротив левого клироса находился еще она икона, но более древняя, с изображением св. мучеников Фрола и Лавра.

В притворе церкви св. Николая Чудотворца с правой стороны была помещена икона Владимирской Божией Матери, а по левую сторону -великомученицы Параскевы.

Источник «Светик»
С погостом Крекшино связано почитание родника с необычным названием Светик (ударная гласная «и»), берущего начало со склона Крекшинской горы. Вода в роднике испокон веков считается святой и наделяется целебными свойствами. Почитание источника вероятно восходит еще к дохристианскому периоду, на что указывает существовавшая традиция привязывать к деревьям у родника разноцветные ленты. Со слов старожилов, после Николина дня (22 мая) – престольного праздника в Крекшино и округе, на лесной поляне у ручья проходили народные гуляния.

Недалеко от деревни Крюково, в сторону реки Сороть, у бывшей деревни Сапельниково, находится еще один почитаемый целебный источник. По легенде родник появился на месте провалившейся церкви. Здесь также издавна существовала уходящая в языческие времена традиция привязывать к деревьям ленты и ткань. Сохранились сведения, что до революции местный врач лечил этой водой пациентов. В настоящее время когда-то полноводный ручей с целебной водой заметно обмелел.

Источник у деревни Сапельниково
В деревне Воробьево была зафиксирована легенда об озере Сковородня. Местная легенда гласит, что «крюковский поп» (священник ц. св. Николая Чудотворца в Крекшино – прим.авт.) с вершины Крекшинской горы пытался бросить, да не добросил, сковороду на Крутую гору, расположенную в Редкинском бору, между деревнями Воробьево и Редкино. Брошенная сковорода упала к подножию Крутой горы. На месте ее падения образовалось круглой формы озеро - Сковородня. Озеро расположено в лесу, в труднодоступном месте.







Озеро Сковородня
Расстояние между упомянутыми возвышенностями составляет около 5 км по прямой линии. У Крутой горы есть и другое название - Шальная гора, что связано с опасной дорогой, тянущейся узкой полосой по крутому склону горы с резкими перепадами высоты, вдоль обрыва в несколько десятков метров.

Редкинский бор. Дорога вдоль обрыва.
Любопытно, что легенда с похожим сюжетом, но только с другими героями, зафиксирована в Кудеверской волости Бежаницкого района. В легенде говорится о двух богатырях, живших на горе Секирница и горе Подоржевка, которые перебрасывались друг с другом секирами. Интересно и то, что обе эти возвышенности являются городищами.

От поколения к поколению передавалось еще одно предание, согласно которому на Крутой горе в старину стояла церковь, которая провалилась в крутой обрыв. Старожилы говорят, что некоторые из жителей видели в лесу каменные ступеньки лестницы этой церкви. Место, где находилась церковь, по рассказам местных жителей, локализуется на старой дороге в деревню Мартюши.


Вид на Крутую гору с места усадьбы Татищевых в деревне Барсуки
Представляют интерес и окрестности деревни Мосеево, также принадлежавшей Татищевым. В 1684 году деревня была пожалована царями Иваном и Петром московскому дворянину Никите Алексеевичу Татищеву, отцу историка Василия Никитича Татищева. Согласно местному преданию, недалеко от небольшого деревенского кладбища находятся древние могилы, о которых известно и жителям соседних деревень - Редкино и Воробьево. Жители деревни Редкино рассказывают, что за деревней Мосеево похоронены татары. В деревне Воробьево утверждают, что – французы. А в самой деревне Мосеево распространено предание о захоронениях то ли французов, то ли шведов. Также была зафиксирована еще одна легенда, повествующая о существовавшем недалеко от кладбища деревянном монастыре на невысокой возвышенности. В известных письменных источниках сведения о монастыре отсутствуют.

====================

Одна из трудностей изучения каменных крестов заключается в том, что эти объекты использовались на протяжении многих столетий с XII по XX века на достаточно большой территории. Причем развивалась традиция использования каменных крестов весьма неравномерно и не только в пространстве, но и во времени. Для одних территорий расцвет использования каменных крестов приходился на XIV-XVI века, для других - на XVI -XVII век, и часто целые столетия эта традиция была прочно забыта. Хотя мы встречали территории, где каменные кресты делали по старинке вплоть до начала XX века. Поэтому, учитывая многочисленные миграции населения (порой доходящие до практически тотального заполнения земель переселенцами с удаленных территорий), информация, которая сохранилась в народной памяти, противоречива и запутана. В одних местах ещё сохранились отголоски старых традиций, в других появились новые правила и обряды, а в третьих уже нет исторической памяти и в ходу только осовремененные мифы и легенды переселенцев. Этнографы, конечно, собирают эти сведения, но это, скорее, только фиксация существующего восприятия каменных крестов и оно в большинстве своём не имеет ничего общего с давней историей. Этот срез народных верований и суеверий интересен для анализа этнографических особенностей постоянно меняющегося населения за последние лет двести, поэтому он мало соотносится с традициями 300-500-летней давности, когда большинство каменных крестов и было изготовлено.

Кроме этнографов, с каменными крестами сталкиваются в своей практике и археологи. Именно благодаря данным археологов, мы обладаем дополнительными сведениями, которые позволяют не только датировать каменные кресты, но и определять их реальное предназначение – как элемент погребального обряда и маркер захоронения. Однако специфичный интерес археологов ориентирован на объекты нетронутые, не перемещённые, в то время как любой артефакт, который был изъят с первоначального места, для них уже считается второстепенным объектом. Тем не менее, именно у археологов больше всего работ было посвящено описанию каменных крестов, найденных на определённых территориях, но сводной, обобщающей работы по всему комплексу этих объектов выполнено не было. Единственными работами, в которых был предпринят серьезный шаг к классификации каменных крестов, были работы А.А. Спицына и И.А. Шляпкина в начале XX века.
Мы, занимаясь изучением и поиском каменных крестов, за несколько последних лет выявили и зафиксировали на территории Северо-Запада более 1600 каменных крестов, из которых около 1000 мы можем отнести к периоду XII - XVIII веков. Анализ этой достаточно достоверной, на наш взгляд, выборки, позволяет нам делать различные интересные и обоснованные выводы.

Крест в д.Кудина Гора Крест в д.Выбор Крест в д.Большие Калки
Крест в д.Ложголово Крест из д.Княжево Крест из д.Пумалицы
Для крестов Ижорского плато характерны два типа узора - выпуклый крест:
и узор в виде прорисовки линий вдоль лопастей, образующих крест.


Tags: ВИО_Ингерманландский_полк, Ленобласть, реконструкторы
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments