Года два назад мы с дочерью смотрели передачу, посвященную странам Скандинавии. Вернее, смотрела я, а моя дочь, тогда еще студентка истфака университета, скорее мешала смотреть: она собиралась на какую-то вечеринку, наряжалась, красилась и непрерывно болтала (и отнюдь не о Скандинавии). завершил серию о Северной Европе вопросом, обращенным к собеседнику: "А что для Вас значит быть шведом?" А я переадресовала вопрос дочери в другой формулировке: "А что значит для тебя быть русской?"
Катя меня удивила. Отвлекшись на минуту от макияжа, она ответила так, как будто давно обдумала этот вопрос. Ответила быстро, лаконично и четко: "Для меня быть русской - значит оставаться в поле русской культуры." И уточнила: "В поле русской культуры, т.е. русской классической литературы, русской истории и русских традиций." Я удивилась: "Почему же темой своей дипломной работы ты выбрала Конституцию США?" Катя ответила опять очень четко: "А мне хочется сформулировать РУССКИЙ взгляд на западный мир." Интересно.
Я задавала этот вопрос разным людям. Все задумывались.
И отвечали по-разному.
Мой взрослый сын сказал так: "Для меня быть русским - значит чувствовать себя жителем огромной страны. Для меня очень важны географические пределы России. Я часто думаю, какими любознательными, смелыми и умными людьми были наши предки: они сумели не только покорить огромные пространства, но и удержать их не столько с помощью силы, сколько с помощью ума, умения договариваться и работать." И добавил: "Чувствовать размах России и связь с предками - значит быть русским.
Я часто думаю, а что бы сказал, например, Суворов по поводу иных современных событий?" Интересно.
Моя подруга, подумав, рассказала такую историю. Она несколько лет назад отдыхала в Арабских Эмиратах и видела, как там у отеля сажали пальму: множество людей суетилось около привезенного дерева несколько дней, поливали пальму, обкладывали основание ствола льдом. А ее, русскую, не оставляло ощущение того, что пальма - явление чужеродное в этом уголке Земли, искусственное.
Другие чувства вызывают русские леса: мягкий мох под ногами, вековые сосны воспринимаются очень органично, как Богом данные.
Подруга подчеркнула, что свою "русскость" она особенно остро ощущает "на природе". Словом, для подруги быть русской - чувствовать прелесть русской природы, любить и ценить ее. Интересно.
Соседка-пенсионерка, что кормит бродячих котов у подъезда, ответила так: "Быть русским - стараться жить по правде и справедливости. Уметь находить что-то хорошее даже в самом плохом и тяжелом. Уметь жалеть..." Интересно.
Задавала я этот вопрос: "Что значит быть русским?" - и старшеклассникам. Несколько человек отметили, что просто не понимают вопроса. По их мнению, национальная самоидентификация сегодня не важна: надо чувствовать себя гражданами мира.
Многие, ощущая себя именно русскими, не смогли, тем не менее, ответить на вопрос.
А одна девочка воскликнула: "Да быть русским - это просто любить Россию!" Хорошо сказано!
Мне в этом вопросе ближе всего позиция моей дочери. Для меня быть русской - значит оставаться в поле русской культуры. Духовными авторитетами для меня являются русские классики с их проповедью добра, милосердия, с их поисками смысла жизни, с их философскими размышлениями над "проклятыми" русскими вопросами, с их критикой общественного устройства России. А еще в русский культурный код, по моему глубокому убеждению, входит любовь и уважение к русскому языку - великому языку великой литературы.
Но в основе любой национальной самоидентификации лежит ЗНАНИЕ - знание родного языка, родной истории, родной литературы, родной культуры, родных традиций.
Многие русские писатели и публицисты отвечали на этот вопрос.
Наверное, самый глубокий - был у В.В. Розанова:
"Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно, именно когда наша "мать" пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от нее... Но и это еще не последнее: когда она наконец умрет и, обглоданная евреями, будет являть одни кости - тот будет "русский", кто будет плакать около этого остова, никому не нужного и всеми плюнутого. Так да будет... "
помните, что сказал Владимир Даль по поводу принадлежности к тому или иному народу? Ничто не имеет значения: ни вероисповедание, ни место рождения, ни национальные корни. Важно только одно - на каком языке ты думаешь. Именно к этому народу ты и относишься! (Это не цитата, а свободный пересказ его слов). Но, по-моему, это не совсем правильно. Должно быть чувство единства с народом, со страной.
Кто-то из классиков сказал, что быть русским - это духовное состояние.
А я думаю, что это - набор полярностей. Когда и широта души, и узость взглядов одновременно, редкостное милосердие и жесткость "в одном флаконе", великодушие и меркантильность, в общем, совмещение несовместимого. Потому никто нас и понять не может: в русском человеке столько всего намешано, что никому не разобраться.
Journal information