el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Отношение Запада к Византии - истоки демонизации России



Тема изучения русофобии нежданно-негаданно завела меня далеко в глубь веков, хотя я хотел ограничиться небольшим экскурсом в историю. С другой стороны - это должно было вылезти наружу, года пытаешься ответить на вопрос "почему?". Объяснить ненависть к России и его народу только тем, что тут не такие правители, то не такая культура - невозможно. Это что-то на генетическом уровне, как говорится. При изучении темы мы неизбежно приходим к истории взаимоотношений Запада и Византии. Собственно, все мифы о Византии "по наследству" перешли и к России.

Мне возразят, что обывателю нет никакого дела до России. Ну так и мне нет дела до других стран, но отношение-то высказывают - и политики и обыватели. Дело есть, если захотеть это увидеть. Нет, не каждый день, не днём и ночью, но дело есть. Вот такую фразу я увидел по поводу памятника, посвященного Ржевской битве: "Чёрт возьми, Россия! Почему ты так ужасна, но при этом делаешь такие крутые памятники?" Откуда это? Это оттуда, где никому нет дела до России? Ну да, ну да.

В одном из комментариев к своей я встретил такое утверждение, что, мол, русские выбрали православие, потому что католики не считали славян за людей. На мой непросвещенный взгляд, даже с точки зрения традиционной истории, мнение, мягко говоря, некорректное. Всё гораздо сложнее и даже масштабнее. Информационные войны шли давно. А во времена Византии эту информационную войну возглавляла церковь. Достаточно просто вспомнить Крестовые походы, как результат и эпизод этой войны.

С моей точки зрения, православие в целом имеет несколько более давнюю историю, чем конкретно русское православие. Википедия: В христианском контексте слово «православие» встречается уже в сочинениях II века. Термин закрепляется у Евсевия Кесарийского (III в.), а официально фиксируется в актах Халкидонского (IV Вселенского) Собора (451 год), а со времени Юстиниана (VI век) слово «православие» употребляется достаточно широко для обозначения богословских взглядов, относительно которых существует мнение, что они точно соответствуют Евангелию и учению Церкви.

В 324 году Константин формально объединил Восток и Запад Римской империи, но связи между ее частями оставались слабыми, а культурные различия нарастали. На I Вселенский собор из западных провинций прибыло не более десяти епископов (из примерно 300 участников); большинство прибывших не были способны понять на слух приветственную речь Константина, которую он произнес на латыни, и ее было нужно перевести на греческий.

Окончательное разделение произошло в 395 году, когда император Феодосий I Великий, на несколько месяцев перед смертью ставший единоличным правителем Востока и Запада, разделил державу между своими сыновьями. Потом IV Вселенский (Халкидонский) собор   привел к глубокому расколу, не преодоленному христианской церковью по сей день.

Константинопольский патриархат и папа римский боролись за сферы влияния (в первую очередь в Болгарии, Южной Италии и Сицилии). Провозглашение Карла Великого императором Запада в 800 году нанесло чувствительный удар по политической идеологии Византии: византийский император обрел конкурента в лице Каролингов. Болезненным для Византии оказался и полномасштабный разрыв церковных отношений с Римом в 1054 году, получивший впоследствии название Великая схизма, из-за которого Византия окончательно утратила церковное влияние в Италии (читай - на Западе).

Считалось, что западная часть империи была выше по качеству жизни восточной её части. В противовес этому восточные историки считают, что на Востоке выше по качеству была философская мысль. Россия всегда себя рассматривала как наследницу (в духовно-религиозном смысле) Византии, хотя и здесь есть масса уточнений. Стоит упомянуть, что эпоха Возрождения в Европе началась не без участия византийцев, которые потянулись на Запад, убегая от османов. Ну это само по себе любопытно.

Торговля, религиозные и дипломатические контакты между Византией и государствами Западной Европы продолжались на протяжении всего Средневековья, но трудно говорить о настоящем сотрудничестве или взаимопонимании между ними. В конце V века Западная Римская империя рассыпалась на государства и традиция «римскости» прервалась на Западе, но сохранилась на Востоке. Уже через несколько веков новые западные династии Германии захотели восстановить преемственность своей власти с Римской империей и для этого заключали династические браки с византийскими принцессами. Имперские претензии Карла скорее усиливали непонимание между Востоком и Западом: культура Каролингского возрождения хотела видеть себя единственной законной наследницей Рима. Смотрите, как забавно - наследие Рима, но через наследие наследия византийского.

Правление Василия II Болгаробойцы (976–1025) — время небывалого расширения церковного и политического влияния Византии на сопредельные страны: происходит так называемое второе (окончательное) крещение Руси (первое, согласно легенде, пришлось еще на 860-е годы — когда князья Аскольд и Дир с боярами якобы крестились в Киеве, куда специально для этого патриарх Фотий отправил епископа).

К X веку пути из Константинополя в Северную Италию по суше через Балканы и вдоль Дуная были перекрыты варварскими племенами. Остался лишь путь по морю, что сократило возможности сообщения и затруднило культурный обмен. Разделение на Восток и Запад стало физической реальностью.

На правление Андроника I Комнина (1183–1185) пришелся политический кризис: он проводил популистскую политику (уменьшил налоги, разорвал отношения с Западом и жестоко расправлялся с коррупционерами), которая восстановила против него значительную часть элиты и усугубила внешнеполитическое положение империи. Деспот, одним словом.

Идеологический разрыв между Западом и Востоком, подпитываемый на протяжении Средневековья богословскими спорами, усугубился во время Крестовых походов. Ну вот вы только вдумайтесь - Крестовый поход против христианской страны! То есть, в принципе, получается, что мусульмане и православные, по набору отрицательных качеств, а так же по отдалённости от "истинной" веры - одно и то же, с точки зрения Папы римского.

Обычно пишут, что Западная Римская империя распалась, но какое же единодушие Европа показывала во времена Крестовых походов! Кстати, инициатором этого похода, против Константинополя была Венеция. Организатор Четвертого крестового похода, который закончился взятием Константинополя в 1204 году, папа римский Иннокентий III открыто заявил о главенстве Римской церкви над всеми остальными, ссылаясь на божественное установление. В итоге получилось, что византийцы и жители Европы мало знали друг о друге, но были настроены по отношению друг к другу недружелюбно. Образ Византии закрепился в европейской культуре чаще как враждебный и чуждый европейским идеалам разума и прогресса.

На руинах прежней империи возникло несколько государств под венецианским управлением (Венеция была в те времена не так проста, как нам кажется ныне). Возрождение Византийской империи в 1261 году произошло на базе Никейской империи, оттеснившей конкурентов и умело использовавшей в борьбе с венецианцами помощь германского императора и генуэзцев. Палеологи были вынуждены мириться с присутствием венецианцев на Балканах

К началу XV века стало очевидно, что османская военная угроза ставит под вопрос само существование империи. Византийская дипломатия активно искала поддержки на Западе, велись переговоры об объединении церквей в обмен на военную помощь Рима. В 1430-е годы принципиальное решение об объединении было принято. В июне 1439 года была подписана Ферраро-Флорентийская уния. Это означало, что формально византийская церковь признала правоту католиков по всем спорным вопросам, в том числе и по вопросу Filioque. Но уния не нашла поддержки у византийского епископата. В России были тоже интересные события после этой унии, в результате которых уния была отвергнута.

Султан Мехмед II Завоеватель не порвал линию преемственности с Византией, а наследовал титул римского императора, поддерживал греческую церковь, стимулировал развитие греческой культуры. Время его правления отмечено проектами, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Греко-итальянский гуманист-католик Георгий Трапезундский писал о построении всемирной империи во главе с Мехмедом, в которой ислам и христианство объединятся в одну религию.

Последний византийский император Константин XI Палеолог предпринимал безуспешные попытки отразить османскую угрозу. К началу 1450-х годов Византия сохраняла лишь небольшой регион в окрестностях Константинополя, а османы контролировали как большую часть Анатолии, так и Балканы.

Век Европейского просвещения и заклеймил Византию. Французские просветители Монтескьё и Вольтер ассоциировали ее с деспотизмом, роскошью, пышными церемониями, суевериями, нравственным разложением, цивилизационным упадком и культурным бесплодием. Византия стала частью образа варварского темного Востока, который парадоксальным образом включал в себя также главных врагов Византийской империи — мусульман. Византия противопоставлялась либеральному и рациональному европейскому обществу, построенному на идеалах Древней Греции и Рима. В XIX веке спор о роли Византии для русской истории вспыхнул между западниками и славянофилами. Петр Чаадаев, следуя традиции европейского просвещения, горько сетовал о византийском наследии Руси: «По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов».

Как я вижу - штампы одни и те же. Что по отношению к Византии - (деспотизм, отсталость, неправильная культура и неправильная вера), что по отношению к любому другому врагу Запада, но нас, в частности интересует Россия. Кстати, многие критики православия задают провокационный вопрос - "а знаете, как на Западе называют православие?" и радостно отвечают - "ортодоксальная". Ну, то есть - дремучая, отсталая. Но даже если вникнуть в смысл слова - это "традиционная". Когда-то византийские духовные лица считали именно католичество "отколовшимся". Можно спорить, но получается, что так и есть, а историю пишут победители. И это не Византия.

===========
Ненависть Запада к Восточной Римской империи и к России имеет ещё одно сходство - унижение и уничтожение через названия.
Навязали всем наименование "Византия" по имени посёлка, где позднее был построен Константинополь - чтобы "сузить" претензии базилевсов на римское наследие, а потом и вовсе их отвергнуть.
Та же история с "Московией" - название придумано для того, чтобы русские не претендовали на земли древней Руси, ограничить область влияния только точкой на карте...
Кстати, греки и живя под турками продолжали называть себя "ромеями", римлянами, пока англичане, очень заботившиеся об их независимости, не внушили им, что они "эллины", лишив их прав на имперское наследство.
А нам на их примере учиться надо. Запад ненавидит "двойников", претендентов на наследство. И чем громче мы кричим : "мы тоже Европа, только другая!", тем беспощаднее ненависть. Подчёркивая свою европейскую (в т. ч. славянскую) и христианскую идентичность, мы лишь усиливаем их желание нас уничтожить - самим, или чужими руками, как Восточную Римскую империю.

Вам знакомо сочинение Ги Меттана "Почему мы так любим ненавидеть Россию"?
Tags: ВИО_Ингерманландский_полк, Лживый Запад, Лживый_Запад, Россия
Subscribe
promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments