el_tolstyh (el_tolstyh) wrote,
el_tolstyh
el_tolstyh

Category:

Почему Великое княжество Литовское не было "альтернативной Россией"

Противостояние Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского в благородном деле собирания русских земель продолжалось несколько столетий, и сегодня ВКЛ часто вспоминают как несостоявшуюся альтернативу Московской Руси.

Некоторые авторы даже говорят о «двух русских проектах», московском и литовском, «тоталитарной» Восточной Руси и «демократической» Западной.

Но вот это уже ошибка.

При всех своих несомненных достижениях и безусловных достоинствах Великое княжество Литовское никогда не было русским государством. Особенно – после унии с Польшей.

Более того – сегодняшние правозащитники вполне могли бы называть русское население этой страны «дискриминируемым национальным большинством». Да, да, бывает и такое.


Ян Матейко. Королева Софья Гольшанская с сыновьями. 1880 г.

Разумеется, дискриминация осуществлялась не по национальному признаку – до национальности тогда никому не было дела. Речь шла о гораздо более серьезных вещах – о вере и религии.

Для людей Средневековья религия играла важнейшую роль, это был фундамент, на котором выстраивалось все мировоззрение, поэтому православным русским польские и литовские католики всегда очень понятно объясняли - кто здесь главный. И не сказать, что это был суровый булинг. Нет, вроде бы мелочи – но весьма неприятные.

Во-первых, католическая церковь упрямо отказывалась признавать русских не только равными себе, но вообще христианами. Если вы видите в тогдашних документах термин «христиане» - можете не сомневаться, речь идет только о католиках. Это понятия разводились очень четко – «baptizatus» и «schismaticus» (крещеный и схизматик); «ruthenus vel christianus» (русский или христианин). Дело доходило до курьезов, которые некоторых сегодняшних русских националистов поставили бы на дыбы – например, в документах, исходивших от католической стороны, православная церковь практически всегда называлась исключительно «синагогой».

Отрицание христианства русских проявлялось и в том, что католические иерархи требовали повторного крещения для тех православных, которые захотели принять католичество. Исключение не делалось ни для кого, даже для уже упоминавшейся четвертой жены Ягайло православной княгини Софьи Гольшанской - при вступлении в брак в 1422 году ей пришлось креститься заново. И это притом, что в этот период даже Римская курия не настаивала на таком требовании.


Герб Великого княжества Литовского "Погоня".

Очень жесткой была позиция и по поводу межконфессиональных браков. Еще в конце XIV века, при обращении литовцев в католичество Ягайло издал распоряжение, где браки между литовцами и русскими разрешались, только если русский партнер примет католичество. Если же межконфессиональный брак уже состоялся, православного супруга или супругу надлежало принудить к смене веры - хотя бы и с помощью телесных наказаний. В Литве, где женитьба на православных была обычным делом со времен Гедимина, эта мера должна была восприниматься особенно остро.

Хватало и других «поражений в правах». В начале XV века проходило массовое предоставление городам самоуправление на основе знаменитого магдебургского права - про это очень любят вспоминать адепты "европейского выбора". Однако то ли не помнят, то ли не знают, что в большинстве этих актов указывалось, что самоуправление предоставлялось лишь «христианам» или, как сказано в некоторых текстах, немцам и полякам, и не распространялось на «схизматиков».

Верхушку правительства Великого княжества Литовского – раду – составляли в том числе и римско-католические епископы из Вильно, Луцка, Бреста, Жемайтии и Киева. Но при этом ни одного православного священника там не было и быть не могло - всем православным иерархам путь во властные структуры был наглухо закрыт.

Горожане, духовенство… Досталось и православному крестьянству. С определенного времени на русских землях начали возникать католические костелы, но деньги на его содержание взимали с… православного населения соответствующего прихода. Очевидно, в связи с крайней немногочисленностью населения католического. Которое, впрочем, вообще старались не обижать.

В 1417 году Ягайлом в грамоте Холмскому епископству (это, если кто не помнит, Галиция, куда в то время активно тянулись польские колонисты) освобождает от налога тех жителей подведомственной епископу территории, которые – да, исповедуют католическую веру.

Наконец, на «неполноценность» указали и самой важной части русского населения Литвы и Польши, тем, в лояльности которых власти были заинтересованы сильнее всего – предводителям воинских соединений, русским князьям и боярам.

Началось все с изданного в 1387 г. привилея принявшему католичество литовскому боярству – ренегаты приобрели свободу распоряжения своими имениями, они освобождались от целого ряда налогов и повинностей. Дальше – больше. В акте, определявшем условия унии между Польшей и Великим княжеством Литовским, при подтверждении ранее пожалованных прав и вольностей отмечалось, что ими могут пользоваться лишь те «бароны и благородные Литовской земли» (barones et nobiles terrae Littwaniae), которые исповедуют христианскую веру, а не «схизматики и другие неверные» (scismatici vel alii infideles). Кроме того, появилось еще одно нововведение – отныне на высшие государственные посты (воевод и каштелянов в Вильно, Троках, других местах) и место в составе великокняжеской рады могли претендовать исключительно католики.

Чем это все закончилось? Тем, чем и должно было закончится.

Однажды чаша терпения переполнилась, началось восстание Богдана Хмельницкого, вылившееся в Переяславскую Раду с криками: «Волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину, достати!».

А Переяславская Рада, в свою очередь, продолжилась первой в истории "русской весной" 1654-55 гг., когда города русских территорий Великого княжества Литовского открывали единоверцам ворота и приветствовали московские полки как освободителей.

Но это уже другая история.
Tags: Лживый Запад, Лживый_Запад, клеветники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo el_tolstyh march 19, 2018 21:34 1
Buy for 300 tokens
Военно-Историческое общество "Ингерманландский полк" Битва при Гангуте и Ингерманландский полк КАК СОЗДАВАЛСЯ И ПОЧЕМУ НЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ «ГАНГУТСКИЙ МЕМОРИАЛ». Часть 3 Мемориальная Пантелеймоновская церковь. Пантелеймоновская улица (улица Пестеля), дом № 2а. Фото 2010-х годов. ГАНГУТСКИЙ…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments